О существовании памятника, посвященного юбилею Победы над фашистами, рядом с конторой горно-обогатительного производства, знает большинство магнитогорцев – в школьные годы бывали возле него во время экскурсий. Однако автор монумента известен немногим. А он свой, местный, жив и здравствует, зовут его Виктором Копликовым.
По образованию Виктор Федорович – инженер-электрик. С 1 апреля 1966 года и по 28 июля 2000-го работал мастером-электриком на участке мокрой сепарации рудообогатительных фабрик, сейчас – электрик на дочернем предприятии «Маглин», созданном на базе ГОПа. Копликов – человек тихий и скромный, внешне не слишком приметный – невысок, рус, сухощав. И должность, несмотря на высшее образование, занимал невысокую. Только приглядевшись, понимаешь: Виктор Федорович – человек особенный, уникальный.
Все, кто работает и живет рядом с Виктором Федоровичем, знают – он любые часы отремонтирует, любое ювелирное изделие, оживит самую сложную технику.
– Как-то принес я ему, известному цеховому Левше, релюшку от холодильника, – рассказывает о нем электрик цеха РОФ Борис Сергеевич Сычков. – Отремонтировать попросил. Еще и сказать толком ничего не успел, кроме как «Сможешь починить?» Копликов был занят, даже голову не поднял и не посмотрел, что ему принесли. Ответил задумчиво: «Человек эту вещь делал, значит, и я смогу…»
Виктор Федорович родился 8 декабря 1938 года в МОСе. Четверо детей было в их семье, он – самый младший. Отец работал электромехаником, в первые дни войны ушел на фронт и не вернулся – детская память двухлетнего ребенка не сохранила образа живого отца, тем более, его жизненных уроков. После войны, в 1946-м году, мать увезла его на Дальний Восток, попыталась устроиться рядом с замужней старшей дочерью, но прижиться там не смогла и через год вернулась вместе с сыном назад, на Урал.
Поселились в Магнитогорске. Мать устроилась уборщицей в одиннадцатой школе, здесь же сначала и жили. В этой школе Виктор окончил семь классов. Потом перешли в барак на Доменной. Мать получала 280 рублей – на эти деньги прокормиться-то вдвоем трудно было, не то чтобы одежду купить, а тем более карандаши и тетрадки с ручкой для сына. Школьные принадлежности Виктор покупал на свои деньги. Зарабатывать стал очень рано – нужда заставила. Классе в пятом мастерил на продажу табуретки, научился делать кухонные столы, стеклянные горки для посуды, шифоньеры...
Рос он тихим, стеснительным мальчиком, шумных затей ровесников не разделял – ему было интереснее рисовать, чем бегать и прыгать на спортплощадке.
– За свое детство я ни одного стекла не разбил, – улыбается он сейчас с легкой грустинкой. – Как-то еще в детской школе из куска мела вырезал скульптурный портрет Сталина. Учительница увидела, забрала изделие, и портрет вождя потом долго стоял на столе у директора школы. А меня определили в изостудию, которая работала во Дворце культуры металлургов. В те годы занятия там вел художник Соловьев. Здесь я начал вырезать по дереву, выжигать. Потом перешел из изостудии в металлургический кружок. Но однажды меня здесь увидел Соловьев. Удивился: я, говорит, потерял тебя совсем. И забрал назад.
Соловьев тогда делал портрет Джавахарлала Неру. Чтобы увлечь серьезной работой талантливого мальчишку, сам рисовал по дереву, а Виктору поручил выжигать – миллиметр за миллиметром, точно по рисунку. Этот портрет потом подарили Неру во время его посещения Магнитки, и он увез его с собой в Индию. Тихая гордость за то, что участвовал в изготовлении памятного подарка для такого высокого гостя, долгие годы грела душу Виктора Копликова.
В 1956 году устроился на работу в котельную, в 1958-м ушел в армию, но прослужил только два года – мать серьезно заболела, и его отозвали из армии раньше времени. Встал вопрос о необходимости содержать их маленькую семью. К тому же, Виктор решил жениться на девушке, с которой познакомился еще до армии...
Так Виктор Копликов пришел на металлургический комбинат – сначала в цех металлоконструкций разметчиком. Скоро здесь заметили его склонность к тонкой и точной работе и поставили вальцовщиком-правщиком. Поступил в девятый класс ШРМ, окончил его и, без перерыва, – на вечернее отделение МГМИ на специальность «автоматизация металлургических процессов». Институт окончил в 1968 году, а двумя годами раньше перешел работать на РОФ.
– И опять мне повезло, – вспоминает Копликов. – В 1967 году уже бригадиром электриков поставили, иногда подменял мастера. Наверное, у меня одного тогда был восьмой разряд. Потом меня как-то еще сговорили поработать за мастера – в 1984–85 годах. Когда главный электрик РОФ Рычков уходил на пенсию, меня на его место сватали, но я отказался – не мое это дело, не руководитель я по натуре – все сам, своими руками люблю делать…
Он и делал все своими руками: ремонтировал не только оборудование фабрик, но и телевизоры, холодильники, часы – по многочисленным просьбам товарищей по работе, соседей, родственников. Никогда не отказывал, даже если речь шла о ремонте ювелирных изделий.
А для души он вырезал и выжигал по дереву, делал разные поделки из камня, металла, глины и мела и других подручных материалов.
– Много фигурок из дерева вырезал: людей и зверушек разных. Жена Валентина Михайловна работала завхозом в МИТ ПТО, она все мои поделки перетаскала в свой техникум: студентам дарила, преподавателям. Одна моя поделка – фигурка русалки – даже на Кубу уехала.
Весной 1975 года тогдашний начальник цеха РОФ Анатолий Беляев, знавший о художественных наклонностях Копликова, предложил ему сделать в честь Дня Победы памятник.
– Я нарисовал эскиз, Беляеву понравилось, и первого апреля я приступил к работе. Сколотил из горбыля щит, покрыл его оконной замазкой – на ней и лепил то, что задумал. А однажды забрели к нам Коваленко и Горшков – один был председателем профкома ГОП, другой – секретарем парткома. Увидели, что я сделал, и забрали наш монумент для установки на главной площади ГОП. Делал я его с первого апреля и по восьмое мая, а 9 мая 1975 года состоялось открытие памятника. Так он по сей день и стоит напротив входа в главную контору ГОП. А рядом с ним – другой памятник, в честь выдачи 500 млн. тонн руды. Это тоже моя работа.
Вот такой дивный человек Виктор Копликов. В цехе все называют его «РОФовским Левшой», город обрел два изготовленных им памятника, сотни его художественных поделок из самых разнообразных природных материалов «гуляют» по свету. Сам же Копликов не считает себя художником, не претендует на признание. За все годы о нем ни разу не написал ни один журналист, ни одна газета города. Это может показаться странным, если не понять природы его редкой скромности – нельзя расплескивать божий дар в будничной суете…