В восьмом классе девочка измеряла ширину годовых колец у деревьев в разных районах города. В тот год, вспоминает Маша, пошел очень липкий снег, и деревья ломались от непомерного груза, поэтому им срезали кроны. Для маленького исследователя открылись большие возможности в изучении древесного нутра. Восьмиклассница многопрофильного лицея № 1 бегала с линейкой по городу, отыскивая нужные экспонаты. Карагач выступал в качестве биоиндикатора – живого организма, который реагирует на изменения окружающей среды. Ширина годового кольца показывала, насколько комфортно чувствует себя дерево в том месте, где ему суждено было вырасти. Выводы этого исследования в виде экологического мониторинга разных районов города подарили школьнице первое место в городской олимпиаде по биологии и третье – в областной.
Сегодня Маша учится в одиннадцатом классе химико-биологического профиля – единственного в своем роде образовательного проекта. Здесь собрались ребята, которые готовятся связать свое будущее с медициной. Их наставник Людмила Казармщикова окончила Башкирский госуниверситет и уже шесть лет работает в Магнитогорске. Ахиллесовой пятой обучения экологов и биологов, считает Людмила Владимировна, является недостаток практики. Как высококвалифицированный специалист, она может заниматься с ребятами физиологией, генетикой, но у нее нет необходимого оборудования. В университете она специализировалась на нейронной организации головного мозга. Сейчас думает наладить связи со своими преподавателями, чтобы ее школьники могли продолжить интереснейшие исследования в области нейрофизиологии. По итогам преподавательской деятельности Людмилу Казармщикову внесли в энциклопедию «Лучшие люди России-2006». В следующем году учитель планирует набрать новую лицейскую группу восьмиклассников химико-биологического профиля. За минувший учебный год ее уникальный класс собрал больше тридцати наград на олимпиадах различного уровня. Большинство ребят сейчас готовится к поступлению в медицинские вузы России, и только Маша собирается стать инженером-экологом.
Новая специальность, говорит школьница, открыта в вузах Санкт-Петербурга и Москвы. Вопрос поступления практически решен: третье место на Всероссийской олимпиаде по экологии и биологии, в которой участвовали школьники из 54 регионов России, и золотая медаль за победу в Уральской региональной конференции юных исследователей дают ей определенные льготы.
Специальность «эколог» утверждена приказом Министерства образования РФ лишь шесть лет назад и сегодня является одной из наиболее модных «профессий будущего». Связанное с экологией гуманитарное образование можно получить в сфере менеджмента, экономики, юриспруденции. «Инженеры-экологи по защите окружающей среды», как правило, имеют разную специализацию и работают в таких отраслях, как строительство, геология, энергетика, металлургия. Судя по опыту развитых стран, профессия эколога имеет блестящие перспективы. Сегодня крупные российские предприятия открывают собственные управления по промышленной безопасности порой со штатом до сотни человек. И у большинства сотрудников нет специального диплома, потому что каких-нибудь пять–семь лет назад подобных кафедр в российских университетах просто не существовало.
Экологи участвуют в разработке и совершенствовании оборудования, призванного защищать окружающую среду. Они же занимаются разработкой и согласованием в государственных природоохранных органах документов, обосновывающих экологическую безопасность производств и проектов. С одной стороны, как профессионал, эколог борется за сохранение окружающей среды, с другой, как сотрудник предприятия, способствует увеличению прибыли и сокращению издержек.
Маша Лукьянчикова знает о существовании экологической политики на ММК, и первое место, куда она планирует обратиться после получения диплома инженера-эколога, будет комбинат. Но это – тьфу-тьфу – далекие перспективы… А пока школьница занята новым проектом по экологическому исследованию города – сезон олимпиад снова открыт. В прошлый раз Маша покорила московских ученых работой под названием «Определение фитотоксичности почвы Магнитогорска методом проростков». Выбранный для исследования метод она подглядела у немецкого ученого Деслера: собрала в различных точках города почву и вырастила в ней растения, по самочувствию которых сделала выводы о состоянии окружающей среды. Проведенный мониторинг показал, что, кроме промышленной зоны, наиболее экологически неблагополучными районами являются центр города и вокзал. Выводы Маше не очень понравились, но именно за них она получила «подарок от президента» – тридцать тысяч рублей. На Всероссийской эколого-биологической олимпиаде в прошлом году Маша была единственной, кто представлял нашу область, и не подвела: лучше оказались только школьники из Санкт-Петербурга и Казани.
В многопрофильном лицее
№ 1 заниматься научными исследованиями не только интересно и престижно, но еще и прибыльно. Здесь поощряют победителей олимпиад любого уровня денежными премиями, причем за год может накопиться неплохая сумма. Маша, например, по итогам достижений прошлого года собирается съездить на каникулы в Европу.
Она любит гулять по родному городу. У девочки много мыслей и наблюдений. Она всегда замечает, когда деревьям делают неправильную обрезку кроны или мусорят. При проектировании города, говорит школьница, не учли розу ветров, поэтому на нас так сильно дует с цемзавода. Впрочем, считает Маша, все поправимо – для того и существует профессия эколога.