КАК ДАВНО вы были в цирке? Когда были детьми или молодыми родителями? Несмотря на то, что цирк считается всенародным зрелищем, на его представления спешат, прежде всего, малыши. И, наверное, потому цирк так близок детям, что они умеют удивляться всем его большим и маленьким чудесам, радоваться искренне и открыто.
После более чем пятнадцатилетнего отсутствия в цирке приглашение на шоу-представление «Сафари» сулило возвращение в детство. Захотелось шумной толчеи возле гардероба, манящей полупустой арены и непременно громкой живой музыки, от которой мурашки по телу. Подойдя ровно к началу представления, застала у кассы длинную очередь:
– На завтра билетов тоже нет, есть на следующие выходные…
Воспользоваться услугами гардероба не пришлось:
– Некуда вешать. Аншлаг вот уже какое представление подряд. Такого не было ни с китайцами, ни с Запашными. Все 1624 места заняты.
Поднимаюсь на второй этаж, захожу на «балкон» – яблоку негде упасть. В проходе впереди еще несколько стоящих взрослых, некоторые малыши уютно расположились прямо на ступеньках, ведущих к арене. К ним присоединяюсь и я. Гаснет свет, начинается представление…
Рождение аттракциона
Старшее поколение любителей цирка должно помнить аттракцион с экзотическими животными «Здравствуй, мир!», созданный заслуженными артистами России Любовью и Борисом Федотовыми. В девяностые годы, когда многие достижения советского цирка были утрачены, аттракцион прекратил существование, пока в 96-м дочь Федотовых Елена с мужем Сергеем Нестеровым не взялись в Ивановском цирке за создание нового представления по мотивам популярного аттракциона родителей. Первым в будущей разношерстной труппе появился питон. Из калмыкских степей привезли двух молоденьких красавцев-верблюдов Малыша и Бархана. В автомобиле «каблучок» приехал из Пензы шотландский пони Пончик, а в коробке из-под пылесоса привезли леопардов Томаса и Джессику, только что раскрывших глазки после рождения. И начались напряженные репетиции.
По мере пополнения четвероногими артистами, среди которых московские сторожевые собаки, зебра, кенгуру, лошадь, африканские страусы, крокодил, аттракцион приобрел название «Африканское сафари». Через два года после его премьеры начались долгожданные гастроли. Как ни странно, первыми «Африканское сафари» увидели зрители Украины, затем Венгрии, Прибалтики. Весной 2001 года фрагменты аттракциона показали зрителям Московского цирка имени Никулина в программе «Цирк без границ». Далее – тур по Уралу, вновь возвращение на Украину и поездки по России. Летом 2003 года леопарды, пони, лошадь и артисты аттракциона снимались в сериале «Сибирочка» Грамматикова на киностудии «Мосфильм»...
Аттракцион обрастал новыми трюками, пополнялся профессиональными артистами – акробатами, клоунами, балетной труппой, иллюзионистами, батутистами. Три года назад в дружный коллектив «Сафари» пришел один из лучших цирковых конферансье, которого приглашают для проведения концертов с участием звезд эстрады и цирковых фестивалей – заслуженный артист России Андрей Иванов. Его неожиданные, но всегда к месту шутки и игра со зрителями оживляют программу. Вместе с Еленой Федотовой и Сергеем Нестеровым на арену со своими номерами стали выходить их дети – старшая Анастасия и младшая Алиса. Что касается экзотических животных, одними из последних в «Сафари» появились лама, крокодил, питон-альбинос. А Настя Федотова – единственная наездница африканских страусов в России, как когда-то единственной была ее бабушка Любовь Федотова.
Цирковой коллектив, окончательно сформировавшийся год назад, не зря решили переименовать просто в «Сафари», что в переводе с языка суахили означает «прогулка, путешествие». Артисты предложили зрителям совершить вместе с ними небольшое путешествие на маленький островок огромной планеты – цирк.
Каждый день коллектива пронизан творчеством и репетициями. Перед встречей с руководителем программы заслуженным артистом России Сергеем Нестеровым спрашиваю у администратора: «Чем занимаются артисты в будни, если представления идут только по выходным?» – «У них только понедельник выходной день, все остальное время – отработка номеров».
Каждый день – борьба за зрителя
– Горячая у вас публика, – признается Сергей Нестеров, – открытая, простая, без пафоса и претензий на псевдоинтеллигентность. Если магнитогорцы пришли отдыхать – они и отдыхают, если им что-то нравится – сразу видно. Нас везде хорошо принимали, но здесь мы не ожидали такой встречи.
– Непросто, наверное, добиться зрительского признания? В последние годы люди избалованы развлечениями: ночными клубами, игровыми залами, аквапарками, горнолыжками…
– С каждым годом все сложнее удивлять зрителя, нам приходится завоевывать его чуть ли не каждое представление. Кроме обновления традиционных номеров, приходится постоянно вводить технические новинки. Наше шоу можно назвать единственным в России мультимедийным цирковым представлением. Не так давно закупили четыре американских прибора, совершивших революцию в мире светового оборудования, довольно сложных в управлении. Представляете: три тонны, размещенные под куполом? «Живой» ковер вместо скучной невзрачной арены, видеозаставки и заливки, световые пушки и звук, купленный в Италии. Кстати, на нашей аппаратуре в Екатеринбурге работала известная эстрадная группа «Звери».
– С эстрадой все понятно, но в цирке световых, звуковых и видеоэффектов недостаточно. Без трюков цирк уже не цирк – просто шоу…
– Поэтому мы пашем каждый день. А экзотические животные – обязательная часть программы, и ими мы тоже стараемся удивить зрителя.
Ни в одном цирке, кроме «Сафари», заверил меня Сергей, вы не увидите номера с леопардами без поводка, и чтобы дрессировщик кормил их с руки, а не с палки. К этому брата и сестру – Томаса и Джессику – приучали с младенчества. Однако грациозные хищники непредсказуемы: даже в игре они могут серьезно ранить. Почувствовать настроение больших кисок способен лишь дрессировщик. Вальяжно гуляющую по арене, ласково трущуюся пятнистой мордой Джессику опасно отпускать без поводка – сейчас она ластится, а в следующую секунду может порвать. Зато Томас, как и подобает мужчине, более предсказуем, «простой парень», сразу видно, в каком он настроении.
– В цирковой среде бытует мнение, что с леопардами хорошо работать, пока им не исполнилось шести лет, потом они «звереют». Ничего подобного, – рассказывает о своих любимцах Сергей.
Молодой крокодильчик Гена, резво бегающий по арене – тоже экстремальная экзотика. В то время как малыши пальцем тычут: «О, мам, смотри, живой крокодил!», артисты «Сафари» ловят метрового Гену, чтобы не перепрыгнул ненароком через арену – такие случаи были. Последующий трюк с засыпающим на спине Геной, раскинувшим лапы в стороны, захватывает дух:
– Не знаю, как уговаривает его дочь Анастасия, – признается Сергей Нестеров, – у меня не получается. Видимо, что-то нашептывает, потому что трое человек не в состоянии удержать этого малыша – по человеческим меркам ему полтора года, а зубки-то растут всю жизнь, смотрите, – улыбаясь, показывает он два шрама поперек кисти. – Гена к нам попал от нерадивых хозяев, которые привезли его с Кубы ради забавы. Когда крокодил стал расти и пожирать все, что движется, ребята пришли в цирк и попросили: «Заберите».
Рокки, Скиппи и Чапа
Сольный номер с другим древнейшим животным – зеброй Чапой – мне запомнился больше остальных. Мощными задними ногами Чапа отбрасывал высоко в зрительный зал большие надувные мячи, словно играя с нами в волейбол. Мячи легко долетали до самых верхних рядов, взрослые и дети с радостными криками и визгами отбрасывали их назад. «Какая милая лошадка», – подумала я, ловко увернувшись от очередного мячика, который чуть не попал мне в голову, и только потом от Сергея узнала, что на самом деле характер у Чапы, как и у всех зебр, очень строптивый: сотрудники цирка боятся подходить к нему. Чуть зазеваешься, можешь узнать, что такое зубы «полосатой лошадки» или удар ногой. Говорят, прямым попаданием в лоб зебра убивает льва, Чапа пробивает одним ударом лист фанеры толщиной 12 мм.
Этого совсем не скажешь о миролюбивых кенгуру Скиппи и Рокки. Живут, как и все животные «Сафари», в просторном вольере. Когда во время экскурсии увидела в их подвесных мисках аккуратно очищенные и нарезанные кусочки яблок, киви, банана, почувствовала родственную душу: «Может, я в прошлой жизни тоже была кенгуру?»
– Очень добрые животные, мухи не обидят, – говорит про них Сергей Нестеров. – Более талантливым оказался Рокки. Это не реклама вида спорта, но как только Рокки стал боксировать, он резко прибавил в росте. Именно поэтому появился номер боксерского поединка кенгуру и человека. В номере использована природная способность кенгуру выяснять отношения с помощью задних конечностей – артист должен лишь правильно понять, что предлагает кенгуру, и выстроить примерную схему поединка. К тому же Рокки, как оказалось, наделен «чувством публичности». Во время репетиции трудно заставить его работать, но когда полный зал зрителей, звучат музыка, аплодисменты – он преображается и порой немного переигрывает. Иногда силком приходится уводить его за кулисы. Что поделаешь – настоящий артист!
Таких четвероногих артистов в «Сафари» 38, задействованы в программе все: родившиеся в степях Калмыкии красивые, умные и невероятно своенравные верблюды Малыш и Бархан, большие хищные африканские страусы Дина и Адам и наш русский петух Петя, талантливый пони Пудинг, выполняющий уникальный лошадиный трюк «каприоль» – олений прыжок, пенсионеры братья-близнецы – московские сторожевые собаки Биг и Маг и самая юная участница программы кошка Масяня, которая практически родилась в цирке, а когда подросла, неожиданно для всех оказалась котом... Не меньше чем животных задействовано в шоу и артистов. Все они – призеры и лауреаты всевозможных российских и зарубежных конкурсов, работавшие в лучших цирковых коллективах страны…
Но не это главное для зрителя. А то, что цирк смог вернуть в детство, подарить беззаботное ощущение радости и покоя, желание творить доброе и надеяться на лучшее.