К Международному женскому дню журналисты не раз знакомили читателей с незаурядными женщинами, работа которых связана со службой в правоохранительных структурах. При личностной уникальности их объединяют общие черты, продиктованные принадлежностью к военизированной структуре. Казалось бы, служба должна выхолостить исконные женские качества: мягкость, уступчивость, обаяние, доброту, сформировав усреднённый образ сурового стража в юбке. Моё многолетнее знакомство с женщинами в погонах опровергает сложившийся стереотип.
Они смелы, оптимистичны, жизнерадостны, отличаются самоорганизацией, ответственностью, работоспособностью и фанатично преданы делу, которому служат. Эти качества на протяжении 80 лет из поколения в поколение передаются женской династией юристов, начало которой было положено Надеждой Тугалёвой в 1941 году.
Надежда родилась в 1923 году в селе Париж в семье казаков-нагайбаков. Семилетку окончила в 1940-м, а в марте 1941 года стала сотрудником НКВД. В 1943 году двадцатилетнюю Надю зачислили в штат контрразведки СМЕРШа 90-го стрелкового корпуса 43-ей армии. Девушка выслеживала немецких разведчиков, диверсантов, шпионов, орудующих в прифронтовой полосе, вела записи допросов, доставляла секретные документы.
Служба в СМЕРШе была крайне опасной: в среднем жизнь контрразведчика не превышала трёх месяцев - выбывали по ранению или гибели. Выполняя задания, Надежда не раз попадала под бомбёжки, обстрелы, но, видно, родилась под счастливой звездой - всю войну прошла без ранений и контузий. Подробности её службы почти неизвестны. Все операции оперативной группы были засекречены. Надежда, дав клятву о неразглашении, не нарушила её до самой кончины. Единственный случай, о котором рассказывала внукам, - спасение при обстреле. Она с сослуживцем добиралась до места, чтобы допросить пленного фашиста и передать ценные документы. Ехали на телеге, как вдруг из облаков вынырнули юнкерсы, и земля вздыбилась от взрыва бомб. Солдат закрыл девушку своим телом. Всю жизнь Надежда Тугалёва с благодарностью вспоминала своего спасителя.
Надежда Тугалёва участвовала в Восточно-Прусской операции, взятии Кёнигсберга. Войну завершила в Германии в составе 2-го Белорусского фронта. В 1948 году познакомилась с Александром Сидоренко, который служил в контрразведке. Через год молодые люди зарегистрировали брак в Кракове. До 1952 года семья военных несла службу на территории Польши и Украины.
За храбрость, стойкость и мужество в боях за Родину, выдающуюся деятельность, которая способствовала крупному успеху войск, Надежда Никитична награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями "За боевые заслуги", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а также юбилейными медалями.
Имя разведчицы Надежды Тугалёвой внесено в несколько энциклопедических изданий.
В 1955 году семья приехала в Магнитогорск. Умения военной разведчицы были востребованы и в мирное время. Надежда служила в милиции, была незаменима при стенографировании партийных собраний, двадцать семь лет возглавляла городское адресное бюро. В течение года в бюро приходило до 500 писем с просьбой разыскать первостроителей, врачей, медсестёр, работавших в городском госпитале во время войны. Газеты писали о случае, когда Надежда Никитична ухитрилась по скудным данным отыскать девушку Галю, которую просил найти влюблённый солдат срочной службы. Надежда Тугалёва была счастлива в семейной жизни, воспитала двух дочек, подаривших внуков и правнуков.
- Много горя мама хлебнула в детстве, - вспоминает дочь Надежды Тугалёвой Наталья Канаева, подполковник милиции в отставке. - Когда умерли родители, маме исполнилось 11, брату - 9 лет. От голода брат умер, и она одна хоронила родного человека… Помню её как прекрасную хозяйку: дом вела безупречно. Бельё, посуда содержались в идеальном состоянии.
Наталья, зачитав до дыр книгу Марка Гроссмана "Капитан идёт по следу", мечтала работать в органах правопорядка. Надежда Никитична дочь поощряла, часто брала на работу, знакомила с работниками следствия. Но отпустить её в другой город на учёбу побоялась. Зная, что родительница мечтала иметь гуманитарное образование, Наталья поступила на литфак. После получения диплома четыре года проработала в школе и волею случая сменила профессию - пришла в милицию.
- В это время формировали приёмник-распределитель для несовершеннолетних. В подразделение меня принимал начальник Правобережного ОВД Юлий Аронович Перель. Позже стала дознавателем, получила высшее юридическое образование и ушла в следствие. В системе МВД проработала 24 года. Вышла на пенсию, отдохнула три месяца и загрустила. Сдав экзамен на статус адвоката, вновь оказалась в гуще событий.
В профессиональной среде Наталью Канаеву считают человеком не только компетентным и принципиальным, но и профессионалом с высокими моральными принципами.
- Никогда не стану защищать людей, обвиняемых в насильственных, развратных действиях сексуального характера. Особенно когда речь идёт о насилии над детьми.
Работу следователя считает морально и физически трудной, но безумно интересной. Несколько дней на море хватало, чтобы отдохнуть и заскучать по суматошным будням, азарту охотника, который присущ следственной работе.
Наталья Александровна рассказала случай, доказывающий, что упорство, целеустремлённость, умение отстаивать свою точку зрения - черта династическая. Видимо, с молоком матери впитали потомки военной разведчицы ответственное отношение к делу своей жизни.
- Привлекли парня за разбой. Месяц расследуем, второй. Присмотрелась к фото на его паспорте и заметила одну странность: лицо один к одному, а форма ушей другая. Криминалистика учит: в течение жизни уши форму не меняют. Как меня ни убеждали, стояла на своём: обвиняемый не тот человек, за кого себя выдаёт. На моё счастье в Ленинском суде председательствовал Николай Никулин - умница, педант. Разрешил он проверить мою версию. Сделали портрет преступника, отправили на экспертизу, которая подтвердила мою правоту. Оказалось, парень дезертировал из армии, скрывался под чужим именем, сознательно совершил преступление, чтобы быть осуждённым. Рассчитывал, что после освобождения будет жить по своему, подлинному паспорту: чист перед армией и законом. Не один год он скрывался по чужому документу, и никто не усомнился в его подлинности. Когда обман раскрылся, он готов был меня растерзать.
Династию мамы и бабушки продолжила Елена Серова. Работала следователем в Орджоникидзевском, Правобережном райотделах. В звании капитана милиции ушла в отставку, но продолжает трудиться в юридической сфере деятельности. Юридическую эстафету семьи продолжает Надежда Богухвал - заместитель прокурора Ленинского района. Имя ей дали в честь бабушки. Вопрос о выборе профессии для Надежды Игоревны не стоял - только юрист.
Следственную работу она знала не понаслышке. Школьницами они с сестрой помогали маме копировать документы, разносили повестки свидетелям.
После окончания Уральской государственной юридической академии Надежду приняли следователем в прокуратуру Ленинского района.
- Поскольку служба связана с ночными дежурствами, выездами на место убийств, изнасилований, допросами, то на должность следователя прокуратуры в те годы брали только парней. Я оказалась единственной девочкой, которая пришла в следствие. Считаю себя воспитанницей Евгения Борисовича Ботвинкина, рискнувшего взять меня на "мужскую" должность. Насколько я знаю, не пожалел. Когда была в отпуске, казалось, что пропускаю самое интересное. Мне надо было лезть в самое пекло, расследовать самые сложные дела. Ведь это безумно интересно!
Надежда Богухвал работала в следственной группе по резонансному преступлению банды чёрных риелторов. Преступники убили девятерых, спрятав тела в подполе одного из гаражей.
- Картина ужасная. Помню, при взгляде на останки мужчинам становилась плохо. Морально себя подготовила, ведь такое дело раскрыли, на этом и держалась. Это нелицеприятная сторона следственной работы, но её надо выполнить: найти, кто конкретно спускал курок пистолета. Единственное, к чему так и не привыкла, - детские тела. Иногда сослуживцы выручали, иногда приходилось ехать самой.
После следственной работы Надежда Игоревна была гособвинителем в суде, осуществляла надзор за полицией, Следственным комитетом. В настоящее время ведёт надзор за уголовными делами. Прежде чем документы отправят в суд, их необходимо просмотреть, проверить. Уголовные преступления, связанные с коррупцией, организованными преступными группировками, наркотиками, порой доходят до сотни томов. Однако высокая нагрузка, ответственность не умаляют достоинств службы, которую Надежда Игоревна считает своей судьбой.
- Женщины нашей семьи относятся к категории сильных, уверенных в себе людей, которые не стали бы заниматься делом, которое им не нравится. Возраст, образование и ум позволяют проявить себя в профессии, которая по душе. Я служу трудному, но безумно интересному, а потому и любимому делу.
На прощание просила подсчитать, сколько лет насчитывает женская династия, начало которой было положено Надеждой Тугалёвой? Юридический стаж составил 90 лет, и это не считая службы по мужской линии семейства.