Свою историю одно из самых боеспособных и подготовленных спецподразделений управления Росгвардии по Челябинской области ведёт с 1 декабря 1993 года. За тридцать лет Магнитогорский ОМОН прочно вписался в историю города и страны, став примером мужества и профессионализма. Отряд участвовал в восстановлении конституционного порядка во всех горячих точках, обеспечивал безопасность граждан на крупнейших политических, экономических и спортивных форумах.
До конца восьмидесятых отряды милиции особого назначения существовали только в двенадцати городах СССР. С наступлением «лихих» девяностых возникла острая необходимость в защите нарождающейся государственности: страну захлестнули протестные митинги, в бывших союзных республиках царила неразбериха, и всё это сопровождалось ростом организованной преступности. В связи с этим начиная с 1993 года ОМОНы были созданы при УВД всех крупных муниципалитетов.
Первым командиром магнитогорского ОМОНа стал майор милиции Михаил Швец. В прошлом – вальцовщик ММК. В органы внутренних дел попал по комсомольской путёвке. За 23 года прошёл путь от милиционера патрульно-постовой службы до командира спецподразделения. Его заместителем по работе с личным составом был назначен майор милиции Рамиль Закиров, начальником штаба – капитан милиции Андрей Саратов.
Бойцов в ОМОН набирали разными путями, в том числе и через объявления в местных газетах. Так ряды нового подразделения пополнили десантник Владимир Зубков, танкист Юрий Белозерцев и многие другие. Спустя девять месяцев отряд был укомплектован на 85 процентов – людьми и техническими средствами.
– Костяк отряда составили сотрудники батальона патрульно-постовой службы, военные, уволившиеся из рядов Вооружённых Сил, вчерашние «дембеля», проходившие срочную службу в ВДВ, морской пехоте и погранвойсках, – вспоминает командир ОМОН «Сталь» полковник полиции Сергей Ковелин. – Отбирали тщательно, проверяли установочные данные, отсутствие судимостей, изучали так называемый социальный портрет, чтобы не было проблем с наркотиками, психических заболеваний. Группа здоровья – только первая. Все кандидаты сдавали нормативы по физподготовке, а финальным испытанием был рукопашный бой – хорошая проверка силы духа. Многие после первого нокдауна вставали и уходили, зато те, кто выдерживал, служили в отряде долгие годы.
Жёсткие требования к будущим сотрудникам ОМОН объяснялись поставленными задачами.
Новому подразделению милиции предстояло снять напряжённость в обществе, обеспечив безопасность граждан, правопорядок на улицах и в общественных местах, и урезонить распоясавшийся криминал.
– Первоначально ОМОН базировался в «польском городке», где нам выделили модульные здания, оставшиеся после польских строителей, – рассказывает Сергей Ковелин. – Оружие хранили в УВД на Строителей, 11, дежурная часть находилась в жилом здании, метрах в трёхстах от «модулей», где располагались управление, штаб и помещения для личного состава. Ангар для немногочисленной техники построили сами. В 1997 году отряд переехал на территорию военного городка, освободившуюся после расформирования гвардейского зенитно-ракетного полка ПВО.
Практически с первого дня в отряде началась боевая и физическая подготовка, так что уже через полгода спецподразделение было готово к выполнению задач любой сложности.
Применить полученные знания на опыте пришлось совсем скоро. В 1995 году магнитогорский ОМОН отправился в свою первую служебную командировку на Северный Кавказ. После Грозного были Гудермес, Аргун, Братское, Урус-Мартан, Первомайское…
– На счету отряда 24 командировки в Северо-Кавказский регион, из них пятнадцать в Чеченскую Республику, одна – в Дагестан, остальные – в Ингушетию, – перечисляет Сергей Ковелин.
За свою историю магнитогорский ОМОН прошёл через многие испытания. Самым страшным стала потеря боевых товарищей. Семеро сотрудников награждены орденами Мужества посмертно. Они навсегда внесены в списки личного состава, а их родители стали частью отряда.
Свой профессионализм бойцы Магнитогорского ОМОНа не раз подтверждали не только в горячих точках, но и в Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Самаре, Ханты-Мансийске, участвуя в поддержании общественного порядка во время крупных политических, культурных и спортивных мероприятий.
В 2010 году магнитогорский ОМОН обеспечивал порядок во время празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве. Несколькими месяцами раньше в столичном метрополитене были совершены теракты, и перед отрядом была поставлена задача обеспечить безопасность граждан во время парада и праздничных шествий. В зону ответственности магнитогорцев входила Кольцевая радиальная линия – тридцать станций.
В 2012 году во время «Марша миллионов» на Болотной площади магнитогорский и челябинский ОМОНы стояли в первых рядах, сдерживая разъярённую толпу. Многие сотрудники тогда получили травмы, но средства активной обороны не применили. Даже в той накалённой ситуации не было задачи причинить протестующим вред, поясняет Сергей Эдуардович. С бойцов срывали шлемы, бронежилеты, вырывали из рук щиты, так что обратно отряд возвращался без части имущества.
Не менее сложной была командировка в Сочи в 2013 году – магнитогорский ОМОН обеспечивал безопасность проведения зимних Олимпийских игр.
За тридцать лет в отряде было три командира. В 1998 году магнитогорский ОМОН возглавил Рамиль Закиров. Ему на роду было написано носить милицейские погоны – в органах внутренних дел работали отец и старший брат, да и его армейская служба проходила в специальной моторизованной части МВД СССР. Начинал оперуполномоченным ОБХСС Правобережного райотдела, занимал руководящие должности в отдельном полку ППС, пять лет отвечал за работу с личным составом в ОМОНе.
В ноябре 2006 года командиром отряда назначен Сергей Ковелин. В юности мечтал стать военным, но жизнь распорядилась иначе, и после службы на флоте он устроился в милицию. Начинал милиционером патрульно-постовой службы в Правобережном райотделе, дорос до командира взвода. Именно там, участвуя в поимке серийного убийцы Гридина, получил первое профессиональное крещение. В ОМОНе с 1995 года. Работал на различных должностях: командир оперативного взвода, старший инспектор по анализу и планированию, заместитель командира по технике и вооружению, заместитель командира – начальник штаба.
– Погоны ношу с 1989 года и ни разу не пожалел о том, что пришёл работать в органы внутренних дел,– констатирует Сергей Ковелин. – В отряде уже 28 лет – так что это, без преувеличения, моя жизнь.
Аббревиатура ОМОН – отряд милиции особого назначения – за минувшие годы стала настолько узнаваемой, что после реформы полиции новое название «ООН» – отряд особого назначения – не прижилось, равно как и «ОПОН». Полицейский спецназ, как и прежде, называли ОМОНом. Тогда было принято решение вернуть старую аббревиатуру, заменив одно слово. С того времени ОМОН расшифровывается как отряд мобильный особого назначения.
В 2016 году спецподразделения ОМОН МВД вошли в состав нового ведомства – Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Но задачи остались прежними: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом.
– Эти четыре магические буквы – «ОМОН» – дорогого стоят, – улыбается полковник Ковелин, указывая на шеврон. – Здесь служат не ради денег и звёздочек на погонах – у нас на красивую жизнь не заработаешь. Служба в ОМОНе – это призвание, особая философия, образ жизни, который под силу далеко не каждому. За тридцать лет через отряд прошло немало достойных людей. Вадим Колмогоров, Дим Яковлев, Вали Хаиров, Юрий Белозерцев, Владимир Головачёв – всех не перечислишь. Сейчас в отряде служат уже сыновья наших сотрудников – и служат достойно. Молодёжь приходит правильная. Несмотря на то, что эти парни родились и выросли не в СССР, а в России, они понимают значение слов «Родина», «профессиональный долг», «честь», и в этом заслуга родителей, которые достойно их воспитали.
Случайные люди в отряде не задерживаются, отмечает Сергей Эдуардович. Не часто, но приходилось ему перед и после служебных командировок подписывать рапорта на увольнение. Уходят те, кто понимает: тяжёлая военная служба не для них, подчёркивает полковник полиции и добавляет, что «костяк» всегда остаётся.
– Мир изменился, – говорит Сергей Ковелин. – Служить становится сложнее. Последние события показали, что мы должны учиться, развиваться, чтобы противодействовать силе, которая против нас направлена. Сейчас готовим операторов БПЛА и ПТРК, артиллерийских и авиационных наводчиков, специалистов по радиосвязи, в скором времени будем готовить антидроновые расчёты. Отряд, как и прежде, готов к выполнению самых сложных задач в рамках своей специфики. Для этого у нас есть техника и всё необходимое оснащение и вооружение. Благодарю всех, кто поддерживает отряд многие годы: ММК, фонд «Металлург», трест «Магнитострой», главу города Сергея Николаевича Бердникова. Хочу сказать одно: всё будет хорошо, мы Магнитку и Родину не посрамим!