ПРОШЛО полтора года, как Магнитка познакомилась сначала с Валерием Гроховским – блестящим импровизатором как джаза, так и классики.
Видимо, Валерию Александровичу «показалась» магнитогорская публика, и через два месяца он представил ей блюзовую исполнительницу Беверли Хьюстон. Не успели мы соскучиться по Гроховскому, как он привез в Магнитку старейший в мире джазовый коллектив Jim Cullum Band. А к Международному женскому дню пианист Гроховский преподнес подарок – правда, не только прекрасной половине человечества – одного из лучших джазовых тромбонистов мира Рона Уилкинса вместе с контрабасистом Жоэлем Дилли и ударником Дарреном Купером. Самое приятное: именно в этот день музыканты начали свой тур по России, Магнитогорск оказался в нем первым, обогнав и Москву, и Калининград, и Пермь. Вспомнилось, как в одной из бесед Гроховский на вопрос «В будущем собираетесь ли вновь нас посетить или все – хватит?» – ответил:
– Я вообще считаю, что в Магнитогорске нужно сделать джазовый абонемент. Вот тогда-то и будет коммерческий успех, а главное, магнитогорским слушателям будет приятно.
Проект джазового абонемента, к сожалению, пока не реализовался, но то, что Валерий Александрович нас не забывает и даже ставит в концертном туре первой нашу металлургическую «глубинку», приятно. Приятно вдвойне и то, что Гроховский всегда представляет на суд зрителям джазовый эксклюзив. Где мы еще сможем лицезреть такое? Пожалуй, если только рванем в Америку… Да и то без пианиста Гроховского концерт будет – не концерт: что ни говори, он всегда добавит изюминку в общее исполнение.
Познакомился Гроховский с Уилкинсом в Техасе, где оба живут и преподают. Само собой, от пианиста поступило предложение поиграть вместе, на что «черный тромбон Америки» незамедлительно согласился. Да и как не согласиться: Рон Уилкинс не только джазовый тромбонист, но и классический музыкант, выступающий с ведущими симфоническими оркестрами Америки.
…Гроховский на сцену драмтеатра имени Пушкина выходит, как всегда, один и, как всегда, в черном. Естественно, не забывает поздравить женщин с тем самым днем и обещает переводить английский Рона Уилкинса, но только – «на два процента». Лукавит – и не краснеет.
Валерий садится за Blutner и начинает интродукцию I got rhythm. Затем клавиши Гроховского «подхватывают» струны контрабаса Жоэля Дилли. Невозмутимый Даррен Купер садится за ударную установку, где от его невозмутимости пропадает и след: закрыв глаза и скривив лицо, Купер всецело предается игре на тарелках и барабанах. А вот и сам виновник торжества, «шоколадный» Рон Уилкинс. Зал, понятное дело, встречает его бурными аплодисментами, а он – звуками из бас-тромбона. Длинные соло исполнителей сменяют друг друга, Рон ставит свой тромбон на подставку и… начинает петь. Ему бы в мюзиклах выступать…
– Добрый вечер, дамы и господа! – ничего себе, почти без акцента выговорил Рон, вызвав в зале не только аплодисменты, но и поощрительный смех.
– Good evening, ladies and gentlemen, – это уже Гроховский переводит правильный русский Уилкинса на «неправильный» английский. – Рон присоединяется к моим поздравлениям с замечательным Международным женским днем, который, к сожалению, не празднуется в Соединенных Штатах Америки, и он выражает свое «неудовлетворение» Штатам в связи с тем, что там этот праздник почему-то не отмечают. А также благодарит вас за то, что вы оторвались от праздничного стола и пришли сюда. Я надеюсь, все правильно перевел?..
На композиции On green dolphin street Уилкинс показывает себя во всей красе. Он, оказывается, не только поет, но и имитирует голоса в обширнейшем диапазоне, мало того – издает такие же звуки и на тромбоне. Чтобы публика не сильно зацикливалась на этом, из тромбона льются до боли знакомые «Очи черные». Гроховский надоумил или сам Рон додумался, главное – зал это очень бурно оценил.
– Это американская версия «Я иду, шагаю по Москве», то, что Рон хотел вам сказать, – подытоживает Валерий. – А сейчас произойдет что-то необычное. Это в джазовом мире делают очень мало музыкантов, но Рон справляется с непростой задачей: следующую композицию он будет исполнять в стиле mumbles. Это набор слов, никому абсолютно не понятный, но если вы посмотрите на лицо человека, который исполняет mumble, то вы увидите целое действие, в котором прослеживаются любовь, ненависть, горечь, страсть. В этом стиле начинал в свое время ныне живущий замечательный легендарный трубач Кларк Терри. И вы услышите блюз, который он когда-то написал, а исполнять его будет в оригинальной обработке Рон Уилкинс, его друзья и ваш покорный слуга.
Гроховский прав – непонятный набор слов, мимико-действо и, опять же, имитация. Потом зритель слышит блюз, посвященный последним выборам в России и в то же время всем дамам, присутствующим в зале. Далее Уилкинс просит зал подпевать в композиции Don’t mean a thing Дюка Эллингтона непонятное слово doo-wahs, вызывая общий смех. Ну не получается у нас петь не вразнобой. Гроховский «успокаивает»:
– Все будет нормально! Соглашайтесь, иначе он опасен. Дети, не делайте этого дома одни!
Все вещи джазменов имели оглушительный успех: и Yesterday, и What a wonderful world великого Армстронга, и тема из кинофильма «Неуловимые мстители», и написанная в начале XX века Caledonia, что в «переводе на русский», как схохмил Гроховский, означает «Колдунья». Все довольны, никто не обиделся.
Гроховский уехал, но обещал вернуться. Вот только с кем на этот раз из именитых американских джазменов и, главное, – когда?