Не секрет, что во все времена, а особенно в годы советской власти, большинство молодых людей вела по жизни романтика: одних влекли "запахи тайги и туманы", кого-то тянуло в небо, кого-то в море, а всех остальных, конечно же, в космос…
Анатолий Дьяконов выбрал море. После окончания средней школы в 1956 году поступил учиться в Рижское мореходное училище по специальности "судовой механик-дизелист". По окончании училища служил старшиной первой статьи на Тихоокеанском флоте. В 1963 году - на последнем году службы - поступил в Дальневосточный политехнический институт на вечернее отделение, а после демобилизации перевелся на второй курс Магнитогорского горно-металлургического института, который окончил в 1968 году по специальности "механическое оборудование заводов черной и цветной металлургии". За годы учебы в институте дважды выезжал на поднятие целинных земель Казахстана в составе студенческих строительных отрядов…
После получения специальности молодой инженер поступил в третий листопрокатный цех ММК. Как многие руководители на комбинате, Анатолий Васильевич Дьяконов прошел большую производственную школу: работал слесарем, бригадиром слесарей, мастером, старшим мастером, помощником начальника цеха по механическому оборудованию.
В те годы цех производил довольно широкий ассортимент продукции: белую жесть горячего и электролитического лужения, оцинкованный лист, кинескопную ленту, лист для полиграфической промышленности, черную жесть… Продукция была очень дорогой, поэтому требовались высокая культура производства, глубокое знание персоналом техники и технологии. И Анатолий Васильевич обеспечивал со своим персоналом надежную работу всего оборудования.
На протяжении всех лет существования цеха проводилась реконструкция станов и агрегатов. Работая в механослужбе, Анатолий Васильевич принимал самое активное участие в проводимых по реконструкции мероприятиях. Самой значительной была реконструкция пятиклетевого прокатного стана, которая проводилась с 1975 по 1976 годы. В условиях действующего цеха во время плановых ежемесячных ремонтов были произведены замены нажимных винтов пяти клетей, опорных и рабочих валков, главного привода третьей, четвертой и пятой клетей. А в 1976 году во время семисуточной остановки была произведена замена загрузочного устройства с разматывателем, заменили моталку с приводом, установили перевалочные машины рабочих и опорных валков. И главное, что все работы производились без снижения объемов производства, качественно и в установленные сроки. В этом большая заслуга Анатолия Васильевича.
По отзыву бывшего начальника цеха Василия Кувшинова, помощником которого в 1976 году был назначен Анатолий Дьяконов, его отличали глубокое знание оборудования, высокая ответственность за выполнение производственных обязанностей, жесткая требовательность к себе и подчиненным. Не зря, видимо, бывший старший мастер прокатного отделения Евгений Шубин в шутку называл его "механиком со стальным голосом".
Сам Анатолий Васильевич считает, что ему по жизни повезло: работал под руководством таких замечательных людей, как Д. Галкин, А. Добронравов, В. Кувшинов, М. Бронников, Л. Кушнарев и М. Тихоновский.
С Михаилом Тихоновским и Василием Кувшиновым Анатолий Дьяконов до сих пор работает в совете ветеранов ОАО "ММК", благодарен им за науку, отзывается о них как о добропорядочных, обязательных и справедливых людях.
Работая в цехе, Анатолий Васильевич находил время и для общественных дел. Двадцать лет был командиром народной дружины. После выхода на пенсию в январе 2004 года его избрали заместителем председателя совета ветеранов прокатных цехов. Имеет почетные звания: ветеран труда ОАО "ММК", "Почетный пенсионер ОАО "ММК", награжден медалью "Ветеран труда РФ", знаком профкома ОАО "ММК" "За активную работу в профсоюзной организации", знаками "Победитель соревнования в честь 50-летия ММК", "Ударник 9-й пятилетки"…
В ноябре Анатолию Васильевичу Дьяконову исполнилось 70 лет. Совет ветеранов ОАО "ММК" поздравляет его с юбилеем, желает крепкого здоровья, благополучия в семье и успехов в ветеранском движении.