Праздник был установлен указом президента России в 2005 году. В 2007 году День российского студенчества стал одной из памятных дат России. Но свою историю и традиции праздник ведёт ещё с XVIII века – именно в Татьянин день, который по новому стилю отмечается 25 января, в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета».
Любимый век, любимые студенты и прекрасное имя – всё удивительно совпало в жизни профессора кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования МГТУ имени Г. И. Носова доктора филологических наук Татьяны Абрамзон. Об истории праздника, об имени Татьяна, о студентах и гуманитарном образовании в Магнитогорске она рассказывает читателям «Магнитогорского металла».
– Татьяна Евгеньевна, сегодня у вас двойной праздник. Как вы его отмечаете?
– «Отмечаю» – громко сказано, но то, что день особенный, это так. Повезло не только мне, повезло всем Татьянам. Нет другого женского имени в российской культуре, с которым было бы связано столько важных событий и смыслов и про которое бы 25 января, в силу случая, помнили очень многие. В дореволюционной России именины – день памяти святого – отмечались пышнее, чем день рождения. Сейчас эту традицию соблюдают редко. Но вот в именинах Татьяны переплетены и христианский смысл, и вполне светский, более того, исторический, культурный.
История связана с открытием первого в России университета. Когда Михайло Ломоносов, на тот момент уже академик, и Иван Иванович Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, человек образованный и желающий добра государству, которым управляла его возлюбленная (такое тоже случается), разработали проект первого высшего учебного заведения, не хватало самой малости – чтобы императрица сказала «да» и подписала указ. Проект на несколько десятков страниц, в котором указаны, какие должны быть факультеты (философский, юридический, медицинский), какие предметы должны изучать в университете и в каком порядке, никак не получал ходу. Нужен был подходящий случай. И он нашёлся: 12 января 1755 года Шувалов, подготовив указ об учреждении Московского университета, попросил Елизавету Петровну не только продолжить дело просвещения, но и сделать подарок на именины его матери, которая… звалась Татьяной.
Думаю, самодержица понимала, что университет – дело «нужное и полезное нашей империи», «следующее к благополучию всего отечества», но ведь тянула – не подписывала. А вот отказать в подарке на именины в день святой мученицы Татианы набожная Елизавета не смогла. Так росчерк императрицы «Быть по сему» начал новую – университетскую – страницу в истории государства российского. И студенты получили свой праздник!
– Значит, все Татьяны, которые сегодня получат поздравления и подарки, должны быть отчасти благодарны Ломоносову и Шувалову?
– В первую очередь, своим родителям, которые их так назвали. Я благодарна и папе, который всегда мечтал о дочери, и маме, которая настояла на имени Татьяна. Если же продолжить историческую тему, то имя не обрело бы такую популярность, если бы не Пушкин. С его лёгкой руки имя Татьяна, не аристократичное, не модное в дворянской среде девятнадцатого века, обрело исключительные смыслы, созвучные нашей душе. Так что Пушкину тоже нужно сказать спасибо в этот день. Благодаря героине им созданной, звучному ямбу, имя Татьяна на какое-то время стало не просто распространённым и востребованным, но особенным, заряженным высокими культурными смыслами. Но сейчас мода на имя Татьяна прошла. В наше студенческое время в группе была одна Татьяна обязательно, но обычно две-три, а то и четыре. Сейчас Татьянами называют редко. Самые популярные женские имена – Мария и Анастасия. Сужу по своим студенткам – первому курсу бакалавриата.
– Чем, кроме имён, отличаются нынешние студенты от студентов других поколений?
– Они такие же молодые, громко смеющиеся, говорливые, уверенные в том, что знают больше преподавателя, – про жизнь точно. Но разница есть – они более раскрепощённые и открытые. Ещё несколько лет назад, когда к нам в университет приезжал какой-нибудь заморский профессор или большой российский учёный, читал лекцию и после надеялся получить вопросы от студентов, то в ответ была тишина. Студенты стеснялись. В лучшем случае гостя на выходе из аудитории скромно останавливали две-три девочки, чтобы что-то уточнить. Сейчас студенты спрашивают. И необязательно по теме занятия. Спрашивают о том, что им интересно в данный конкретный момент: о науке, о жизни, о политике, иногда о взглядах преподавателя на политику, жизнь, науку. Причем не один на один с преподавателем, а публично, в аудитории, при всех. И, кстати, в ответ они тоже предъявляют свои суждения, необязательно совпадающие с преподавательскими, иногда прямо противоположные. Так что да, более открытые. Мы об этом и много размышляем под кофе, и серьёзно исследуем. Отмечу ещё одну черту. Кроме открытости суждений, сейчас не буду говорить об их глубине и оригинальности, студенты ещё и тёплые. Большая удача для преподавателя, когда группа «умная и тёплая» одновременно, когда «ум с сердцем в ладу». У нас таких студентов много. Зайдите в институт гуманитарного образования, на Ленина, 26, кстати, до сих пор не все магнитогорцы знают, что пединститут, МаГУ переехал сюда. С вами поздороваются почти все студенты.
– Почему выбрали для себя именно филологию?
– Филология – в переводе с греческого – любовь к слову, любовь к знанию, логосу. Так что только по любви. Любила и люблю читать. И профессия «учитель русского языка и литературы» казалась наиболее подходящей деятельностью. Работать в школе начала ещё студенткой. Учителей не хватало. Впрочем, как и сейчас. Тогда был страшный дефицит учителей истории, на тот момент в пединституте их не готовили, и преподавать историю было некому, как говорят студенты, от слова «совсем». Управление образования города вместе с администрацией института нашли неординарное решение: взять группу хороших студентов из учителей русского языка и литературы третьего курса, дать им дополнительный профиль истории и с четвёртого курса уже направить в школы, продолжая обучать языку, литературе, истории. Мера экстренная и, как сейчас понимаю, не вполне законная, но на тот момент единственно возможная и верная. Школы города получили сразу семнадцать учителей истории. Пусть не учителей-профессионалов, но молодых, готовых делиться свежими знаниями, осознающих свою ответственность и нужность. Это был ценный опыт для всех нас. Так что мой интерес к филологии, к словам красивым и полезным, замешан еще и на истории. Это уже сложно разделить.
В 2022 году у Татьяны Абрамзон вышла книга «Екатерина Великая и Фридрих Великий. Переписка 1744–1781. Откровенно и конфиденциально» (16+), её научная деятельность связана с именем Ломоносова. Спрашиваем: «Откуда этот интерес к восемнадцатому веку»?
– Со студенчества. Век уникальный в истории России по многим характеристикам. Это век, когда Пётр I «Россию поднял на дыбы». Век, когда более 60 лет правили женщины. Думаю, такое больше не повторится. Век, когда был создан первый университет в России, и вообще век «первых». Что касается Ломоносова – это мистическая история, случайности, которые складываются в мой профессиональный и личностный сюжет. Долгое время жила на улице Ломоносова, занималась и продолжаю заниматься творчеством Ломоносова, написала о нём несколько книг, одна мне даже до сих пор нравится. Докторскую диссертацию защищала в Московском государственном университете имени Ломоносова. Плюс имя Татьяна. Все нити сплелись. Однажды студентам рассказала о моём сюжете вокруг Ломоносова, и один мальчик из группы говорит: «Татьяна Евгеньевна, были бы вы помоложе, можно было бы тату с ломоносовским портретом сделать». Но это опять же к вопросу о поколении – и про открытость, и про разницу.
– Что бы вы пожелали студентам в Татьянин день?
– Студентам сложно желать. Они обладатели главного ресурса – времени! Можно сказать, что у них и так всё есть. Учиться? Они и так учатся. Чему и у кого, это другой вопрос. Влюбляться? Они и так влюбляются. Искать свой путь? Звучит пафосно и назидательно. Но если одним словом: пробуйте! Пробуйте разные деятельности в разных сферах, входите в разные проекты в разных ролях, а дальше слушайте себя, что отзовётся. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», большая редкость угадать с одной попытки своё предназначение. Студенческое время тем и уникально, что можно пробовать, почти без риска, без высоких ставок, разное. И найти своё. А всех Татьян – ещё раз с именинами! Татьяна – с греческого «устроительница», «учредительница». Пусть всё устроится и учредится согласно вашим добрым желаниям и чистым помыслам, и не только в этом году!