Многие даже не задумываются, насколько это непростой труд, ведь на первый взгляд, что особенного в работе осмотрщика вагонов. На самом деле это огромная ответственность, дело, требующее внимательности, собранности и большого практического навыка.
А ведь в юности Ирина мечтала вовсе не об этом. Хотя стремления её ординарными не назовёшь, особенно сегодня, когда девчонки хотят попасть если не на подиум, то в экономисты да юристы. Ирина пошла в училище № 47 на… электрогазосварщика. Да, не удивляйтесь: Ирина утверждает, что, когда она училась, немало девчонок приходили освоить эту профессию.
- Правда, потом мало кто из них работал по специальности, - призналась Ирина Петровна. - А я таки вредный стаж заработать успела. Сначала работала на заводе металлоконструкций, а когда он закрылся, ушла в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Было интересно именно в домоуправлении, потому что помогала людям и видела результат своего труда.
Так и работала бы, наверное, всю жизнь. Но, как говорят: человек предполагает, а бог располагает. Вышла замуж, родила дочку. Семья требовала времени и внимания, опять же - огород. Для Ирины Кочан график работы по будням с утра до вечера оказался неудобным. Вот бы посменно… И здесь мама, которая трудилась на комбинате, в вагонном цехе, предложила: "Пойдём к нам! Железнодорожный график удобен. Привыкнешь - и будет время в будни ребёнком заниматься и хозяйством". Недолго думая, Ирина согласилась.
Правда, под крыло матери не попала - отправили ученицей на другую станцию, заработала разряд. И вот уже много лет работает осмотрщиком вагонов. Как это происходит, Ирина Петровна показала наглядно: вместе с ней выходим на пути. Ирина надевает перчатки, каску с опускающимся защитным стеклом, как альтернативу очкам. Берёт молоток - это, по сути, единственный инструмент, который пригодится, поскольку никаких ремонтных работ осмотрщик не проводит. Перво-наперво устанавливает ограждение на рельсы - красный щит, проверяет, закреплены ли установленные тормозные колодки. Все эти действия направлены на безопасность труда - требования к соблюдению правил, как и в других подразделениях комбината, здесь жёсткие.
- Моя задача - выявить неисправности, - объясняет Ирина Кочан. - Большинство грузов, особенно сыпучих, тяжёлых, по территории комбината перемещают на саморазгружающихся вагонах-думпкарах. Необходимо убедиться, что кузов и колёса в хорошем, рабочем состоянии. Что скользуны - боковые опоры - имеют одинаковый зазор, иначе вагон не застрахован от опрокидывания при повороте. Осматриваю всю ходовую часть. Обращаю внимание на то, чтобы запорные ручки были чётко зафиксированы, чтобы вагон не скантовался при движении.
Работа очень ответственная: невнимательность может обернуться тяжёлыми последствиями. Нужно уметь и шплинт поставить, и болт закрутить, установить чеки - крепления колодки. Работники цеха любят цитировать слова директора ООО "Ремпуть" Бориса Пальцова о работе: "Тяжело, но очень нравится". И хотя между собой они это говорят с долей иронии, на деле так и получается. За смену осмотрщик вагонов проходит шесть-семь "вертушек" - состав из 25 вагонов. Дополнительно ещё и "прямой парк" - составы, которые выходят за пределы предприятия.
Вся информация о работе идёт через компьютерную программу - от получения задания на технический осмотр или полное опробование, когда оценивается состояние вместе с локомотивом и тормозная система, до отчёта о проделанной работе. В современном мире приходится совмещать физический труд и канцелярию.
Напоследок поинтересовалась у Ирины Петровны: неужели так и остались навыки сварщика невостребованными?
- Как же, очень даже пригождаются… в быту! - отвечает женщина. - В саду часто нужно что-то приварить. Муж этого не умеет. Соседи обращаются - всегда помогу.
А ведь сварка - дело тоже непростое, одновременно и ювелирное, и трудное. Но и здесь, похоже, вполне работает любимая фраза её директора. Чем не пример настоящей русской женщины, которая если не коня на скаку остановит, то с любой мужской работой справится.