Спектакли живут здесь и сейчас. Запечатлеешь на видео – ускользнёт та неуловимая магия взаимодействия актёров и зала, за которую мы так любим театр. Но верно и другое утверждение. Спектакли живут вечно. Меняется репертуар, наступает иная эпоха, уходят из жизни актёры – время беспощадно. Но каждый зритель, сохранивший частичку благодарной памяти, передаст её детям и внукам, зажжёт их сердца любовью к удивительному миру Мельпомены.
Старшему поколению магнитогорских театралов посчастливилось видеть на подмостках блистательную Ирину Васильеву, которая внесла весомый вклад в культуру Магнитки. «Я больше всего хочу, чтобы город наш был театральным. Театр духовно обогащает», – не раз повторяла она.
Ирина Васильева родилась в селении Красная Поляна Куйбышевской области в семье служащего. Окончила студию при Куйбышевском театре драмы. В 1947 году на Всероссийском смотре молодёжи в Москве награждена грамотой ЦК ВЛКСМ и премией I степени. Служила в драматических театрах в Куйбышеве, Молотове (Перми), Березниках, Томске, Астрахани и Красноярске. Но главные творческие вершины покорились ей в Магнитогорском драмтеатре имени А. С. Пушкина, где она с 1960 по 1984 год была ведущей актрисой. В 1984–1987 годах работала режиссёром народного театра драмы.
В Магнитогорск Ирина Васильева приехала вместе с мужем Анатолием Резининым, назначенным главным режиссёром драмтеатра имени А. С. Пушкина. «Как-то сразу полюбили этот славный город, где всё волнует: и его история, и сегодняшний день, и будущее, – писала позже Ирина Михайловна. – Здесь я стала заслуженной артисткой РСФСР, здесь сыграла самые значительные свои роли...»
Доцент кафедры математического анализа МаГУ, знаток и ценитель искусства Людмила Малышева, заставшая несколько театральных эпох и ушедшая из жизни в 2016, в книге «Театр, любовь моя…» (12+) посвятила Ирине Васильевой главу «Актриса моего театра». Приведём выдержки из неё.
«Небольшой эпизод в спектакле «Тяжкое обвинение». Немолодая угловатая Анна Горячева с тяжеловатой, но твердой походкой, с молодой горячностью готова встать на защиту справедливости, отстоять доброе имя человека. Часто эта «Анка-пулеметчица» уходила из кабинета высокого руководителя под аплодисменты зрителей.
А вот центральная роль – Мария Одинцова, секретарь Излучинского райкома партии. Она убеждена в том, что работа с тысячами людей не стоит ничего, «если не сбережешь одного человека». В 1969 году Анатолий Андреевич Резинин первым в Советском Союзе поставил пьесу Афанасия Салынского «Мария» (12+). А в 1971-м Центральное телевидение устроило встречу «пяти Марий»: из Москвы, Киева, Куйбышева, Смоленска и, конечно, из Магнитогорска. По признанию самой Ирины Михайловны, эта роль стоила ей многих тревог и волнений. Может быть, потому, что сама она девять лет была секретарем парторганизации театра, а в 1971 году ей выпала большая честь быть делегатом XXIV съезда КПСС в Москве...
Среди героинь, сыгранных Васильевой, совершенно особое место занимала роль Инны Горбанюк из трилогии Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» (12+). Помню её интонации, взгляд, улыбку, пластику. Горбанюк умна, деятельна, умеет быть обаятельной. Но человек она страшный.
Создавая характеры, совершенно далекие от её внутреннего мира, Ирина Михайловна стремилась понять и объяснить природу подлости, дурных человеческих поступков. Большим театральным событием, на мой взгляд, была сыгранная ею роль Кабанихи в «Грозе». Актриса говорила, что начала работать над ней без удовольствия, но режиссёр спектакля Николай Григорьевич Шуров «сочинил» такие задачи, предложив их нестандартное решение, что «типичный представитель тёмного царства» оказался думающей, страдающей, любящей матерью и свекровью...
Хотя жестокость актёрской профессии не обошла стороной Ирину Михайловну, но ей выпало и счастье работать с замечательными партнерами, такими, как Сергей Асватуров и Николай Галактионов, Иван Данилин и Фёдор Изюмов, Дмитрий Козловский и Роза Кузьмина, Виктор Морозов и Николай Мохов, Леонид Самарджиди и Галина Хренникова, Антонина Шипунова и ещё многими-многими. А Николай Шуров был не только великолепным артистом, но и режиссёром.
Немало спектаклей с участием Ирины Михайловны создал Анатолий Андреевич Резинин. Он руководил театром в 1960–1972 годах. По его убеждению, «самая большая смелость и высокое мужество в искусстве заключается в умении говорить правду». В своих спектаклях он исследовал главные вопросы времени. А Ирина Михайловна считала, что без Анатолия Андреевича не состоялась бы как актриса. Она гордилась тем, что на самых разных уровнях о Магнитогорской драме тех лет говорили: «Этот театр знает, что хочет сказать своим зрителям». И искренне радовалась, что театр называли 101-м цехом комбината.
Статная, элегантная, с тёмными выразительными глазами, со своеобразной «трещинкой» в голосе, полная внутреннего изящества и благородства, высокого чувства гражданской ответственности, всегда готовая к участию в содержательной, остроумной беседе. Такой видели её зрители на многочисленных творческих встречах вне театра. Реализуя свою мечту о театральном городе, Ирина Михайловна придумала «дни театра», которые должны были принципиально отличаться для магнитогорцев от традиционных культпоходов на спектакли. Вместе с Анатолием Резининым она участвовала в работе театрального факультета народного университета культуры, занятия которого проходили в Левобережном Дворце культуры и техники металлургов. Может быть, сегодняшние переполненные залы заложены в том далёком времени...»