Писателя отметили за роман в дневниках, письмах и мысленных разговорах героев с отсутствующими собеседниками «Филэллин» (16+). Юзефович – единственный прозаик, который трижды занимал первое место в национальной премии. И даже двукратных победителей кроме него не было.
«Большая книга» – вторая по размеру призового фонда литературная премия в мире за лучшее прозаическое произведение на русском языке. Учреждена в 2005 году. Лауреаты награждаются тремя, полутора и одним миллионом рублей в соответствии с занимаемыми местами.
В интервью «Коммерсанту», отвечая на вопрос, мол, сегодня в русской литературе нет титанов, Леонид Юзефович сказал: «Титаны исчезли не только в литературе. Их нет и в науке, в искусстве, в технике. Думаю, это связано не с измельчанием человека, а с тем, что все сферы нашей деятельности невероятно усложнились. Всем нам приходится ограничивать свои профессиональные интересы, а это снижает значимость достижений». Читатели с Юзефовичем не согласятся. Во всяком случае, при оценке его творчества.
Начав литературный путь в 1967-м, впервые Леонид Юзефович победил в «Большой книге» в 2009 году благодаря роману «Журавли и карлики» (16+), затем в 2016-м лучшей признали его «Зимнюю дорогу» (16+). И вот снова триумф в 2021-м, причём триумф этот стал плодом 12-летней работы над «Филэллином». Стоит отметить, что лауреат пообещал отдать часть премии на консервацию того места в далеком якутском селе, где произошла битва красного командира Строда и белого генерала Пепеляева, описанная в документальном романе «Зимняя дорога».
«Филэллин – «любящий греков». В 20-х годах XIX века так стали называть тех, кто сочувствовал борьбе греческих повстанцев с Османской империей или принимал в ней непосредственное участие, – пишет в предисловии к изданию Юзефович. – Филэллином, как отправившийся в Грецию и умерший там Байрон, считает себя главный герой романа, отставной штабс-капитан Григорий Мосцепанов. Это персонаж вымышленный. В отличие от моих документальных книг, здесь я дал волю воображению, но свои узоры расшивал по канве подлинных событий. Действие завязывается в Нижнетагильских заводах, продолжается в Екатеринбурге, Перми, Царском Селе, Таганроге, из России переносится в Нафплион и Александрию, и завершается в Афинах на Акрополе… Реконструкция прошлого не была моей целью. «Филэллин» – скорее вариации на исторические темы, чем традиционный исторический роман».
В тройку лидеров «Большой книги» вошла также Майя Кучерская с произведением «Лесков: Прозёванный гений» (16+) – о самом недооценённом русском классике XIX столетия, которого Лев Толстой называл писателем будущего. Третье место жюри присудило роману Виктора Ремизова «Вечная мерзлота» (18+) – о заключённых, которые по тайге и болотам с севера Урала в низовья Енисея прокладывали в 1949–1953 годах «Великую Сталинскую магистраль», сразу ставшую ненужной после смерти её идейного вдохновителя. Кучерская и Ремизов впервые оказались в списках лауреатов национальной премии.
До того как высказалось жюри, подвели итоги народного голосования. Что интересно, второй год подряд мнение членов комиссии не совпало с мнением читателей ни по одному автору, зато раньше хотя бы один кандидат попадал в списки лауреатов и «официальных», и «народных» итогов.
Впрочем, на этот раз обошлось без «скандалов», как в прошлом году, когда «народный» победитель Михаил Елизаров не был удостоен жюри за роман «Земля» (18+) даже третьего места, а лучшим признали Александра Иличевского с его романом «Чертёж Ньютона» (16+). По этому поводу, кстати, недоумевали многие литературные критики, а шеф-редактор Storytel Константин Мильчин так и вовсе раздосадовался на своём телеграм-канале: «Не верю, что сто человек, прочитавшие как Иличевского, так и Елизарова, могут выбрать первого. «Чертёж Ньютона» – хорошая книга. А «Земля» – большая книга… Возможно, всё дело в ковиде, который убил чувства большей части членов жюри. А может быть, просто голосовали не за книги, а за авторов».
В 2021 году читатели отметили Наринэ Абгарян за роман «Симон» (16+) – о том, как в маленьком армянском городке на похоронах каменщика Симона собрались все его женщины, и у каждой была своя история. Второе место присудили Алексею Поляринову за роман «Риф» (18+) – авторское исследование религиозных культов, где древние ритуалы смешиваются с современностью, а за остроактуальными сюжетами скрываются мифологические и мистические измерения. Третье место досталось Марине Степановой за роман «Сад» (18+) о княжеской дочке, которой суждено познать, каково быть свободным человеком в несвободном XIX веке.
Марина Степанова, кстати, отметилась третьей премией в «Большой книге» в 2012 году за роман «Женщины Лазаря» (18+), однако писательнице о литературных рекордах Леонида Юзефовича пока можно только мечтать.
В короткий список национальной премии «Большая книга» кроме произведений «официальных» и «народных» лауреатов вошли: «Архив Шульца» (18+) Владимира Паперного, «Кока» (18+) Михаила Гиголашвили, «Рана» (18+) Оксаны Васякиной, «Сады Виверны» (18+) Юрия Буйды, «Оправдание острова» (16+) Евгения Водолазкина, «Желание быть городом» (12+) Дмитрия Бавильского, «Этот берег» (16+) Андрея Дмитриева.