ОН ОЧЕНЬ боится застыть, замереть на месте, оказавшись «узником» раз и навсегда найденного сочетания линий и цвета.
«Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно все время двигаться вперед». Сколько раз приходилось мне слышать эту фразу из уст магнитогорского «волшебника акварели» Михаила Васильевича Попелюшенко!.. И тут же в подтверждение сказанному начинал он расставлять в небольшой комнате, служащей одновременно кабинетом, гостиной и мастерской, новые работы. Месяц назад Михаил Васильевич интригующе сообщил по телефону:
– Готовлю новую выставку. Если хотите, могу кое-что показать. Но предупреждаю сразу: такого вы еще не видели…
О необъяснимом обаянии и поэтичности работ художника Попелюшенко сказано и написано немало. Тому, как неутомим он в творческом поиске и, порой, неожидан в подаче темы, можно уже, пожалуй, посвятить отдельное научное исследование.
И каждая новая выставка художника открывает зрителю очередную грань личности автора живописных рассказов о неувядающей красоте уральской природы, суровой поэтике силуэтов и линий промышленных пейзажей, романтизме улочек и площадей «старой» части «самого красивого города на земле», каковым считает Михаил Васильевич Магнитку, и сказочном разнообразии мира цветов…
Утверждают, что истинно талантливый человек талантлив во многом. Продолжив эту, несомненно, верную мысль, замечу: человек, щедрый душой, не скупится делиться своим талантом с ближними. Десяток лет назад передал Михаил Васильевич в дар Магнитогорскому техническому университету им. Г. И. Носова серию промышленных пейзажей. А в прошлом году еще полтора десятка работ «волшебника акварели» украсило одну из университетских аудиторий – ту, где будущим инженерам преподают курс культурологии.
«Пусть как можно больше людей увидят мои работы», – любит повторять мастер. Именно это стремление, думаю, и подсказало Михаилу Попелюшенко создать в один прекрасный день экспозицию, способную уместиться в четырех картонных коробках – настолько они малы по размерам и легки по весу.
Впрочем, заняться серией миниатюр значилось в его планах давно. Малоформатные листы, считает Михаил Васильевич, наиболее удобны для создания передвижных экспозиций, с которыми можно путешествовать по выставочным залам города и даже выезжать за его пределы. Ведь талант автора «Красной рябины» и «Зимнего утра», «Загорска» и «Сказочных цветов» востребован сегодня широким кругом любителей живописи. Свидетельство тому – юбилейная экспозиция мастера, вернисаж которой состоялся два года назад под крышей детской картинной галереи, а закрытие – в стенах левобережного Дворца культуры металлургов. Благодаря этому беспрецедентному для творческого мира Магнитки «путешествию», на выставке той смогли побывать, без преувеличения, десятки тысяч магнитогорцев и гостей города!
Однако художник Попелюшенко не был бы самим собой, если бы, выставив на этот раз более сотни работ, почти треть которых составляют те, что написаны им недавно, не устроил бы для зрителя своего рода провокацию. Ведь большая часть из них… высококлассные цветные репродукции, выполненные с помощью компьютерной техники. «Живое» искусство здесь словно вступает в состязание с достижениями технического прогресса. Вступает и…
«Белые лилии», «Лунная сказка», «Полевые цветы», «Снегопад. Казачья переправа», «Европа–Азия» – многие из этих работ вы наверняка помните по предшествующим персональным выставкам художника. Однако представленные, как принято говорить сегодня, в «новом формате», они обретают иное звучание: зримей проявляются детали, ярче проступает художественный замысел автора.
Вот лесной пейзаж с темными стволами еще не очнувшихся от зимней спячки деревьев и чуть заметно синеющими на подтаявшем снегу цветами подснежников – первых крохотных следов приближающейся весны. А вот – удивительные цветы «золотые шары», солнечными брызгами замершие в голубовато-белом воздушном мареве… Изумрудно-зеленые потеки краски, несколько штрихов и… возникает на белом листе предрассветный пейзаж: ветви плакучих ив, рябь на поверхности окутанной туманом реки и вдали крохотная рыбацкая лодка. Таков пейзаж, названный автором без затей – «На рыбалке».
Есть здесь листы, на которых запечатлены храмы, и так называемый мир без форм, наполненный не смыслами, но настроениями. Есть водопады и живописные уголки «старой» Магнитки… Есть и работы, удивительным образом соединяющие в себе конкретику реальности и фантастичность форм эмоционального мира. Таковы акварель «Млечный Путь», в которой озаренный последними лучами заката небосвод подобен срезу яшмы – самого красивого и, пожалуй, самого живописного из поделочных камней, и лист «Полнолуние», где по глади озера, озаренного луной, скользят парусники-«видения», неведомо откуда появившиеся и неведомо куда плывущие в волшебной тишине ночи…
Возможно, что-то вызовет у зрителя, пришедшего на выставку, восторг, а что-то чувства противоречивые. В конце концов, даже проблема конкуренции искусства «живого» и сканированного уже сама по себе достойна обсуждения. Ведь, создавая произведение, автор вольно или невольно передает ему частицу своей энергетики. Компьютер на подобное вряд ли способен. Впрочем, вечный экспериментатор Михаил Попелюшенко открыт для дискуссии и общения с посетителями экспозиции. Ведь самое страшное для него – застыть, замереть на месте в раз и навсегда найденном сочетании линий и цвета. Вот откроет Михаил Васильевич нынешнюю экспозицию и начнет готовить новую выставку. Впереди-то у него целое лето – самое благодатное время для творчества.
«Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно двигаться вперед», – любит повторять художник. Тем более, не стоит делать такую остановку в год собственного 77-летия, которое считает он счастливым для себя сочетанием – сразу две семерки все-таки! Только не две, а три, уточню. Потому что свой день рождения отметит мастер 7 апреля. И это, будем считать, станет для него по-настоящему добрым знамением.