Юрий Матвеевич Кизяев – сын погибшего защитника Отечества, самоотверженный труженик, общественный деятель, ветеран ММК, разносторонне одарённый мастер – друг нашей редакции. «Магнитогорский металл» на протяжении многих лет публикует его живые, искренние, отлично написанные материалы. Юрий Матвеевич всегда горит желанием рассказать о нелёгкой судьбе поколения фронтовиков, о талантливых земляках. О других ему интереснее говорить, чем о себе. А ещё этот удивительный человек щедро делится не только идеями, но и рукотворными чудесами, которые вдохновляют жить так же интересно, как Юрий Кизяев.
Юрий Матвеевич Кизяев родился в Магнитогорске в 1940 году в рабочей семье. После десятилетки окончил индустриальный техникум и в 1958 году устроился на ММК техником-исследователем в металлографическую лабораторию ЦЗЛ (ныне ЦЛК – Центральная лаборатория качества). Это подразделение градообразующего предприятия и стало его судьбой. Отслужив в армии на Дальнем Востоке, поступил в Магнитогорский горно-металлургический институт на специальность «металловедение», учёбу совмещал с работой. В 1986 году назначен сменным инженером текущего контроля, в 1987-м – инженером-исследователем исследовательского участка этой же лаборатории. В 1993 году Юрий Кизяев – исполняющий обязанности начальника хозяйственно-строительного отдела, в 1994-м – начальник, в 2000 году эта должность стала именоваться начальник хозяйственно-строительного участка (в промышленности).
Юрий Матвеевич внёс весомый вклад в развитие ЦЛК, и не только потому, что был профессионалом высочайшего класса. Он стал первым председателем совета трудового коллектива ЦЛК – советы решали многие вопросы, и Юрий Матвеевич с честью справлялся с серьёзной общественной нагрузкой. «Вечный старший» на сельхозработах, снегоборьбе, субботниках… Коллеги отмечают: за какую бы работу ни брался Юрий Кизяев, он выполнял её блестяще. Итогом этого стало большое хозяйство ЦЛК – баня, гаражи, ремонтный блок. А ещё он участвовал во всех театрализованных представлениях лаборатории.
Юрию Матвеевичу удаётся всё, за что бы он ни брался. Восемь лет, одновременно с основной работой, занимался строительством и ремонтом помещений Нагайбакском районе. Бригаду набрал сам и руководил ею. С болью вспоминает о бедах сельского хозяйства, страданиях животных. А вот на жизнь без отпусков и выходных не сетует: мужчина должен обеспечивать семью.
У Юрия Кизяева полвека трудового стажа – на заслуженный отдых он ушёл в 2008-м. Полная самоотдача на работе не помешала ему активно заниматься туризмом. Он и сегодня считает, что движение – это жизнь. Кроме того, он ценитель классической литературы, знаток истории, чуткий собеседник.
А какие удивительные вещи рождаются в руках мастера! По глади широкого подоконника в моём рабочем кабинете плывёт четырёхмачтовый бриг «Елена», а дома стены украшают стеклянные картины, созданные в технике «фьюзинг». Такие подарки есть у и моих коллег («Спроси, какого цвета паруса она хотела бы. Сделаю!»), да и наверняка – у многих наших земляков. Так, витражи Юрия Кизяева украшают магнитогорское медресе. И, конечно же, в его садовом доме, построенном собственноручно, – чудесные цветные окна. Любимый мотив – цветы. Яркие стёклышки выкладывают в узор, а потом запекают в специальной печи при определённой температуре. Но иногда с картин Юрия Матвеевича дышит Космос – то ли кометы, то ли огромные звёзды, сияющие, словно в «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога.
Почему Юрий Матвеевич переключился с фьюзинга на изготовление деревянных корабликов, оснащённых такелажем по всем морским правилам? Интересно пробовать новое. Кропотливая работа – но как впечатляет результат! Девочки всех возрастов, знакомые с творчеством Александра Грина, предпочитают алые паруса – кто из нас не ждёт чуда? А если уже есть свой Грей, так хочется поплыть вместе навстречу неизведанному!
Светлый человек, после разговора с которым поднимается настроение и ощущается прилив сил, он желанный гость в редакции «Магнитогорского металла», как, вероятно, и везде, где бывает. Однажды увидел, что у моего кораблика случилась авария. Вскоре вернулся с клеем, нитками – и починил. Таких людей называют «мастер – золотые руки».
Юрий Матвеевич вкладывает душу в свой сад, где с ним вместе трудится супруга Нина Васильевна, тоже, кстати, человек, одарённый художественным вкусом и талантом. На её вышивках корабли устремляются в неведомое, – возможно, это и повлияло на нынешнее увлечение мужа? Оба они привыкли жить насыщенно и увлечённо – и, как, пожалуй, у всех советских интеллигентов, у них полный дом книг.
Обязательно ли те, возле которых можно отогреться душой, – везунчики, баловни судьбы? Вряд ли. Подчас именно трудности учат любить жизнь. Юрий Кизяев сполна узнал, что такое военное детство и сиротство. Мог ли сын, родившийся в 1940-м, запомнить отца? Но память героя Великой Отечественной Юрий Матвеевич чтит всю свою жизнь.
Матвей Матвеевич Кизяев с 1936 по 1938 год участвовал в военных конфликтах с японцами на Дальнем Востоке. Вернувшись в Магнитогорск, работал на железной дороге. На третий день войны пошёл добровольцем на фронт и был мобилизован в Ленинград. В январе 1943 года на 570-й день блокады началась наступательная операция войск при участии Волховского и Ленинградского фронтов, Балтийского флота и воинов-блокадников, в рядах которых был и младший сержант командир 152-го миномётного расчёта Матвей Кизяев. После 900 дней обороны города он с боями продвигался на Запад, освобождал Карелию. За ратные подвиги был награждён двумя медалями «За отвагу». Погиб 28 июня 1944 года.
Пять лет назад Юрий Матвеевич – ему было 78, но почтенный возраст не стал преградой – вместе с сыном побывал в городе Питкяранта в Карелии у мемориала, где похоронен 621 воин. Под номером 22 на плите – Матвей Кизяев.
У Юрия Матвеевича давно появилась мечта – чтобы в Магнитогорске была символическая могила гитлеровского нацизма, ведь именно Магнитка победила Рур, именно её сталь помогла завоевать Победу. И ещё одна мечта – чтобы поставили памятник женщинам, поднявшим после войны целое поколение. Сын героя Великой Отечественной видит его так: мать в фуфайке и кирзовых сапогах несёт на руках малыша, а за подол ухватился второй ребёнок, чуть старше. Именно эти дети – такие же, как Юрий Кизяев и его товарищи, – став взрослыми, не покладая рук работали во благо Отечества. И вдохновляют на это своих детей, внуков, правнуков. Через них идёт прочная нить связи между поколениями, помогающая сохранить историческую память.