Судьба подарила мне неповторимую роскошь чудодейственного общения с ним - гениальным творцом русской словесности, "москвичом" из Магнитки, замечательным человеком необыкновенной душевной щедрости, избравшим главным смыслом своей жизни беззаветное служение литературе.
Наши судьбоносные дороги пересеклись около двадцати лет назад, незаметно переросли в крепкую мужскую дружбу. Все эти годы мы шли вместе по тернистой литературной тропе. В преклонные лета Николай Павлович не расслаблялся, заряжал сподвижников оптимизмом и творческим горением. Горжусь, что сотворённые шедевры последних лет мастер доверял редактировать мне, прежде чем отправить их в читательское плавание. Когда он затеял выпуск журнала "Вестник российской литературы" и предложил стать его заместителем, я согласился, не раздумывая.
Наслаждался его родниковой повестью "Приговорённый Флёрушка", которую мы выпустили в серии "Литература Магнитки. Избранное", выходившей под патронатом "Магнитогорского металла". С трепетным благоговением работал с его рукописью романа-эссе "Истина о самом себе. О Переделкине. Магнитке, Калуге, Оптиной пустыни и о тех, кто оклеветан". Более года она печаталась в субботних номерах нашей газеты, вызывая и восторги, и негодования. Ярые апологеты социалистической идеологии вопили, что автор очерняет светлое прошлое, "некоторых заслуженных представителей писательского цеха СССР и руководителей советского государства", настаивали на прекращении печатания "пасквилей".
Но большинство наших читателей с нетерпением ждали появления очередной главы "Истины", благодарили редакцию за мужество и смелость.
"Истина" Николая Павловича - книга потрясающей правды, жёсткой принципиальности, очищающего откровения, величайшей силы духа и гранитной твёрдости характера человека, прошедшего через горнило унижений, оскорблений, предательства и непризнания. А ведь изобразительный талант Воронова высоко ценил главный редактор "Нового мира" Александр Твардовский, сопоставлял его с уровнем Сергея Аксакова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского.
Именно Твардовский дал путёвку в жизнь знаменитому роману "Юность в Железнодольске", опубликовав его в своём журнале. Благодарный Воронов посвятил Твардовскому роман воспоминаний "Где спасается совесть?" Эта книга о Твардовском, "новомировцах", о безумном двадцатом веке. Работу над ним Николай Павлович закончил незадолго до смерти. Рукопись передал мне…
К сожалению, после волны смены вех, когда страна живёт по лекалам капитализма, огромный вклад в российскую литературу Николая Воронова по-прежнему остается недооценённым. Власть без почтения отнеслась к его 85-летию. Не были выполнены обещания о переиздании замечательных романов, рассказов, стихов и публицистики. Только благодаря друзьям, энтузиастам, верным почитателям его блистательного таланта в книжном варианте вышла "Истина о самом себе". Не сомневаюсь, что увидит свет и роман "Где просыпается совесть?"
Я благодарен учителю за большую литературную школу. Буду верен принципам, которые он проповедовал.