Второй год подряд мы стали чемпионами, опять разгромив в финале самый признанный хоккейный брэнд мира - сборную Канады.
Мы ехали в Москву на "Евровидение" поездом. Тот день, что нам пришлось коротать у окна, то и дело зевая, был самым важным для хоккеистов России - финал мирового чемпионата. Хотелось узнать, как сыграли, но вагон попался не спортивный. Рано утром Москва тоже молчала - утомленная то ли радостью, то ли горем, уже спала. Посмотреть финал случилось уже в гостинице - в повторе. Пусть с задержкой почти полсуток, мы, абсолютно не зная результата, визжали перед телевизором, торопя последние минуты матча: не дай бог, заветное 2:1 сорвется. Не сорвалось. Счастливо выдохнув, когда наши получали кубок, вдруг поняли: они же возвращаются сегодня, мы же можем их встречать.
Это был последний день майских выходных - Москва не работала. Официальные телефоны молчали, в справочных службах аэропорта точной информации, куда и когда прилетают хоккеисты, не было. Но - спасибо верным друзьям-магнитогорцам из ХК "Металлург" - через полчаса информация была у нас: аэропорт Шереметьево-1, бизнес-терминал, спецрейс, предположительное время прилета 18.15. Еще минут 40 тратим на аккредитацию и - спасибо коллегам из газеты "Труд" - получаем ее.
Маршрутки на Речном вокзале забиты до отказа - водители не ждали такого наплыва желающих поехать в аэропорт, когда практически одновременно от парковки отъезжают по четыре заполненных под завязку автомобиля, а в это время еще три моментально заполняются. Такого не видели с прошлого года, когда вот так же встречали хоккеистов. Работают слаженно, в предвкушении хорошей прибыли с удовольствием балагурят: "Уууу, сейчас по дороге к аэропорту пробки будут - обалдеете: всем хочется хоть глазком глянуть, как наши с медалями и кубком будут выходить". Чтобы не стоять в пробках, меняем маршрут. На подъезде к аэропорту немного жалеем - уж лучше бы постояли в пробках, зато насладились бы потрясающей атмосферой общей радости болельщиков. Мы лишь мельком увидели это величие России: по всей трассе стоят машины, вооруженные нашим триколором. На навороченном джипе наикрутейшей марки во всю длину цветным скотчем наклеено огромными буквами: "Шайбу!" Из открытого люка торчит молодой, размахивает трехцветным флагом и орет во все горло: "Оле-оле-оле-оле, Россия - чемпион!" По специально выделенной средней полосе величественно и интеллигентно движется огромная колонна мотоциклистов: здесь байкеры сразу из нескольких клубов, это видно по разным стилям кожаных курток, нашивкам на них и флагам, что полыхают на ветру рядом с российским триколором.
В аэропорту за час до предполагаемого прибытия еще спокойно: от автоматически раскрывающихся дверей, то и дело выпускающих приземлившихся пассажиров, в два ряда выстроены штативы телекамер, сами операторы тут же: кто-то болтает с коллегами, кто-то разгадывает сканворды, облокотившись на штатив.
Заметное оживление вносит стайка молодых людей в форме хоккейной сборной - фанаты. Ребята нарисовали триколор на лицах, девушки - на юных плоских животах. В руках - знамена и огромная фотография с кубком прошлого года. Стройным хором каждые несколько минут они выкрикивают: "Второй год Россия - вперед!", "Разбита Канада, теперь - Олимпиада!", "Илья Ковальчук - наш брат и наш друг!" и еще десяток подобных кричалок. Ведут себя хорошо: не бранятся, пива не пьют, услужливо повторяют лозунги перед телекамерами и, по просьбе радийщиков, то и дело проводящих телефонные "прямые включения" в эфир, создают "интершумы"… В перерывах между "работой на камеру" выставляют напоказ футболки, бейсболки и даже флаги: "Гляди - Ковальчук, Овечкин и Третьяк!" - это они демонстрируют автографы великих хоккеистов. Заветными подписями усыпана вся форма, но каждый безошибочно определит, кому именно принадлежит каждая закорючка. Чуть позже к ребятам присоединилась "Молодая гвардия" "Единой России": она уже в своей фирменной форме и со своими флагами, встала своей компанией, но двустишия кричала так же стройно.
Отдельно держится высокий молодой блондин - на нем майка магнитогорского "Металлурга", исписанная автографами, но родной команды. Молодого человека зовут Сашей - его имя в уменьшительно-ласкательном варианте, собственно, и написано на спине формы. Ему 26, он уже год живет и работает в Москве, что не мешает любить свой родной город и оставаться фанатом "Металлурга". Сюда приехал, разумеется, выразить восторг ребятам из сборной, но вообще-то… "Уж если совсем честно, то я здесь ради Виталия Атюшова - он на чемпионате был просто красавчик!"
Защитник, который сам забил две шайбы - Виталий Атюшов, несомненно, один из основных фаворитов чемпионата. Во всех интервью и главный тренер Вячеслав Быков, и тренеры противников не раз подчеркивали этот момент как тактический в игре русских: у нас всей командой нападают и всей командой же обороняются. Второй год подряд это приносит команде достойные бонусы. В прошлом году Виталий Атюшов, заявленный в состав сборной, на чемпионат не поехал - из-за травмы. В этом году играл с двойным рвением.
За несколько минут до встречи становится известно: хоккеисты прилетят только в половине восьмого вечера, значит, еще полтора часа томиться в ожидании. Телеоператоры и фотографы своих позиций не оставляют: отойди сейчас на минутку с удачно выбранного места для съемок - все, пиши пропало. На улице две так называемых "флайки" - огромные автомобили для перегона материала тут же в прямой эфир. Аэропорт взрывается телефонными звонками перед началом каждого часа - когда в эфир выходят новости, в которых, как предполагалось ранее, уже пойдут первые записанные с места событий синхронные сообщения. Но никто не может предложить ничего, кроме кричалок фанатов.
То и дело приземляются самолеты, выходят люди с вещами - повторим, это бизнес-терминал, так что "простых" рейсов здесь практически не бывает: в основном, чартеры и "регулярные" из-за границы, сидевшие в салоне бизнес-класса. Первое ощущение каждого, кто при выходе из терминала сталкивается с огромной армией журналистов и фанатов, - удивление и даже смятение. Но еще мгновение - и деловые берут себя в руки: девушки, в основном, не при макияже, тут же опускают на глаза солнцезащитные очки. А мужчины - кто-то приветливо машет собравшимся, кто-то, не стесняясь, спрашивает: а что случилось-то? Получив ответ, заинтересованно: "Да вы что - правда?!" И тут же, повернувшись к благоверной: "Слушай, может, останемся, а?" Получив благосклонное согласие, тут же вскрывают сумки, достают фотоаппараты, видеокамеры…
Третий час в ожидании тянется зловеще медленно: ноги журналистов предательски гудят, всем хочется пить, но диспозиции никто не оставляет - пресс-служба "Шереметьева" обещала именно к этой точке подводить на мини-интервью главных героев чемпионата. Настроение падает, даже флаги фанатов развеваются медленно и грустно и вот совсем застыли в полном штиле. Но наконец объявили о посадке рейса из Цюриха: несмотря на то, что столица Швейцарии - Берн, да и сам чемпионат проходил именно там, этот город имеет весьма скромненький аэропорт - даже по магнитогорским меркам. Поэтому все крупные рейсы отправляют из Женевы или, как в нашем случае, Цюриха. Все оживились, приготовили микрофоны и вопросы… И снова: пять, десять, пятнадцать минут… Снова грустное затишье, сменяющееся лишь гневными звонками редакторов телеканалов перед началом часа… Фанаты несколько раз, когда открывались двери, выпуская очередных прилетевших, "разглядывали" лица Ковальчука, Быкова, которые… "вот-вот выйдут - вот они, прямо рядышком!.." Когда ожидание достигло апогея, кто-то из фанатов крикнул: "Выходите, а то уйдем!" Уставшие, мы мысленно согласились с этим: еще пять минут - и мы уходим…
Но и усталость, и гнев моментально улетучились, как только из дверей показались первые хоккеисты. Одни уже чисто выбритые, другие еще с порослью на лице, но все в строгих костюмах с галстуками и - с медалями на груди. Они выходили медленно и как-то устало, везли огромные тележки перед собой… Конечно, они знали, что их ждет целая толпа, но по-актерски делали удивленные радостные лица, махали фанатам, расписывались на их майках, флагах, бейсболках… Кричалки, которые снова начали было скандировать болельщики, очень скоро утонуло в едином: "Спа-си-бо-вам! Спа-си-бо-вам!"
Надо сказать, что журналисты, в отличие от фанатов, знают в лицо далеко не всех участников сборной - снимали, что называется, всех валом. Однако главных героев нашли моментально: вот вышел капитан сборной Морозов, в тележке у которого скромно лежал кубок чемпионата, вот с лучезарной улыбкой фанатам машет рукой автор победного броска полуфинала Горовиков… К прессе вышли главный тренер сборной страны Вячеслав Быков, легенда советского хоккея Владислав Третьяк, который был вместе с ребятами в Швейцарии, и легенда нынешнего времени Илья Ковальчук, признанный лучшим игроком прошедшего чемпионата.
- Наверное, глупо спрашивать, какие чувства вы испытываете сейчас?
В. БЫКОВ: Конечно, это радость, гордость. Мы видим, что наша победа принесла много счастья нашим болельщикам, нашей стране. И, видя вашу радость, мы понимаем, какое дело свершили.
В. ТРЕТЬЯК: Вы все должны знать: мы играем только для вас. Зритель, болельщик - это шестой полевой игрок, это знают все настоящие игроки. Именно ваша вера в нас дает нам силы.
- Илья, а вам каково чувствовать себя главным героем чемпионата?
И. КОВАЛЬЧУК: Здорово, конечно. Но я не считаю себя героем - победу одержала команда. Все 22 из нас, выходившие на лед в течение чемпионата, показали себя профессионалами и бойцами. И наша победа - результат коллективного творчества.
В принципе, спрашивали банальности - да и отвечали банальности. Но все они выстроились в один стройный рассказ о том, как "Красная машина" вернулась в Россию и придала всем сил и веры в Победу. Дороги ребятам обе победы - и прошлогодняя, и нынешняя. Потому что та - триумф от осознания силы, а эта - от осознания уверенности, профессионализма, умения удержать ее в своих руках. Прямо перед победным финалом Вячеславу Быкову позвонил премьер-министр Владимир Путин, пожелал успеха и сказал, что обязательно будет смотреть матч, а потом позвонил уже с поздравлениями вслед за президентом страны Дмитрием Медведевым. Вячеслав Быков рассказывал о том, что, действительно, стратегия и тактика игры его команды очень поменялась - это новый хоккей нового поколения, хотя он ни в коем случае не умаляет достижения системы великого Анатолия Тарасова. Что ко всем победам нужно относиться философски - как и к поражениям. И во всем находить повод для полезного: во время кризиса - порадоваться победе, а после нее - подготовиться к следующей игре. Особенно его порадовало то, что в Швейцарии две трети зала болели за Россию. Причем далеко не все болельщики были россиянами - сами швейцарцы желали победы нашей команде. "Ну конечно, вас же там любят", - заметил один из болельщиков, стоявших рядом. Быков улыбнулся: действительно, сильный хоккеист, игравший с Фетисовым, Ларионовым, Крутовым, Макаровым и Касатоновым, он вместе с Андреем Хомутовым поехал не в НХЛ, а в Швейцарию. И его до сих пор помнят там как одного из ярчайших игроков страны. Однако Вячеслав Аркадьевич отреагировал на замечание скромно:
- Думаю, дело не в любви ко мне - просто российский хоккей продемонстрировал себя в последние годы очень ярко и мощно. Это хоккей нового поколения - хоккей Ковальчука и Сапрыкина, Овечкина и Малкина.
А Владислав Третьяк рассказывал, что обычно он растягивал время, чтобы оно шло медленнее и у команды еще был шанс проявить себя, а тут он буквально молил бога, чтобы после броска Радулова, который вывел Россию вперед, минуты полетели с ужасающей скоростью - чтобы тот гол стал победным. А последние пять минут он, близкий к разрыву сердца, вообще почти не смотрел - просто не видел. А потом, опьяненный победой, держал кубок и крепко обнимал Илью Брызгалова, который не один десяток раз спасал команду.
- Для меня победа на этом поле была принципиальной - я ведь сам играл на этой площадке 38 лет назад, - вспоминает Владислав Александрович. - И теперь с легким сердцем могу сказать: у нас отличная команда.
Их очень долго не отпускали: задавали вопросы, брали автографы, снимали и фотографировались, просили показать кубок, поднять его, поцеловать… А они очень спешили - на встречу к властным структурам, на прямой эфир спортивного телеканала… И терпеливо всем объясняли: ребята, мы так спешим! Но ни разу не сорвались и не дернулись, чтобы уехать - вели себя, прямо скажем, по-спортивному и выдержанно. Когда я просила расписаться для Магнитогорска, Вячеслав Быков, оставив автограф "Магнитке", посмотрел на меня: "А вы из Магнитки? Своим привет передавайте - отличная команда. Атюшова-то успели поймать?"
Успели - но поговорить не получилось. Он вышел из дверей аэропорта самым первым - надвинув бейсболку на глаза, опрометью пробежал мимо журналистов и фанатов - чтобы не сумели узнать и задержать. Но мы-то своего из тысячи узнаем! Бросаюсь вслед за ним - он уже садился в автомобиль друга, встретившего его: "Виталий, мы из Магнитогорска - ради вас тут три часа стояли". В глазах за одно мгновенье пронеслись радость и сожаление: "Ребята, простите, спешу очень - через два часа самолет, домой лечу - в Пермь, а еще в другой аэропорт пилить. Вернусь - все расскажу, обещаю. А пока просто привет нашим в Магнитке передайте. Скажите: всех люблю, всем благодарен - и тренеру, и команде, и болельщикам особенно - знаю, они за меня радовались очень".
Москва-Магнитогорск