Его жизнь – словно большой спектакль, в котором находилось место грустному и смешному, негативному и доброжелательному, эпатажному и праведному, ошибочному и буквально провидческому.
Относились к автору и главному герою этого спектакля неоднозначно, но смотрели его на протяжении всех лет, что Владимир Жириновский пребывал в числе российских топ-политиков – равнодушных к нему точно не было. Помните, как вся страна обсуждала – одни восхищались, другие возмущались – поведение Владимира Вольфовича: он и водой оппонента обливал, и вызывал на дуэль прямо в зале заседаний Госдумы, и деньги гражданам раздавал на улице, и женщинам России обещал ласку и даже детей от своих «соколов Жириновского» – молодых полупомощников-полуохранников Владимира Вольфовича, всех как один молодых, светловолосых, симпатичных, а главное, смотрящих на своего шефа полными обожания глазами.
Ещё Владимир Вольфович не боялся быть смешным: снимался в «новогодних огоньках», где фальшиво, зато искренне пел поздравительные песенки, посещал ток-шоу, в том числе развлекательные, на которые политики, метящие на ведущие политические посты, не пришли бы никогда… Противники откровенно забавлялись эпатажностью Владимира Жириновского. Его не пародировал только ленивый, и имею в виду не только профессионалов от пародии: на любой российской кухне вечеринки не обходились без всех этих «однозначно», «подонки» и других словечек, произнесённых с только ему присущим говорком. Зато нельзя не согласиться, что нет в нашей стране и более харизматичного лидера политической партии. Да и народ – а поклонников у Владимира Вольфовича всегда было предостаточно – ему верил и поддерживал его долгие годы. Исторический факт: либерально-демократическая партия, которую создал и возглавил Жириновский, вот уже более 25 лет является парламентской. И, на минуточку, самой старой после коммунистов. ЛДПР не проиграла ни одних выборов на постсоветской территории. Конечно, я не имею в виду выборы президента, хотя и на них результаты Владимира Вольфовича бывали весьма солидными. Словом, складывалось впечатление, что Жириновский идёт по жизни легко и даже играючи. Правда, мало кто заметил за этой лёгкостью сложный путь Владимира Вольфовича, а главное, политическую глубину этой личности, а также блестящее знание истории и потрясающее умение анализировать её в применении к современным реалиям – вплоть до дара провидения.
Детство Владимира Жириновского прошло в Казахстане и было голодным – об этом он тоже часто рассказывал россиянам: как отчим его недолюбливал, а мать слишком много работала, чтобы баловать сына любовью. Как он не интересовался игрой в футбол с ровесниками, а хотел знать, что творится в мире – и сам провёл в доме радио, а потом наслаждался, слушая, что «…в Лондоне какой-то лорд, представляющий парламентское меньшинство, вдруг одержал победу, а в Москве тем временем была обезврежена какая-то политическая антипартийная группировка..». В 18 лет он уехал из дома в Москву, окончил юридический факультет института стран Азии и Африки (до 1972 года – Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова), в армии служил в политическом управлении Закавказского военного округа, где, видимо, и поднаторел в политической риторике. Харизма, эмоциональность и яркость стали определяющим фактором резкого взлёта на гребень политической волны в стране перестроечных лет.
– В то время сердцем политических диспутов стал Арбат, я часто приходил туда и слушал, что говорят простые люди, начинающие и уже состоявшиеся политики о том или ином вопросе, – рассказывал нам Владимир Вольфович на встрече в Москве. – Однажды не выдержал – вступил в спор, вопросы начали задавать уже мне – всю ночь отвечал на них, даже не устал. А потом уже народ стал приходить «на меня». Ну а что было дальше – всем известно.
Приведу несколько высказываний Владимира Жириновского на той встрече с журналистами. С тех пор прошло чуть больше десяти лет, и многое из слов «пророка в своём Отечестве» уже сбылись, остальное, не исключено, ещё сбудется. Вполне возможно, совсем скоро.
О развитии страны
По отношению ЛДПР к экономическому курсу правительства мы занимаем правый край: считаю, президент и правительство сделали всё, что можно, и в российском законодательстве, и в реальной политике. А вот в политике социальной мы левее: да, увеличиваются зарплаты и пенсии, многократно растут социальные пособия и так далее. Но, грубо говоря, мы раздаём пирожки вместо того, чтобы строить печи и учить людей печь хлеб. Необходимо бросить деньги на обустройство новой экономики, чтобы минимизировать риски кризисов. Главный источник государственного накопления – продажа сырья. Но цены на нефть то растут, то падают, и мир к этим падениям готовится, создавая альтернативные источники энергии, накапливая подушку безопасности. Наше сырьё с каждым годом будут покупать всё меньше, и через 10–15 лет все поймут, что лучше бы деньги шли на развитие новой экономики.
О новой экономике
Альтернативная экономика должна иметь конкурентные преимущества. Главное направление, я считаю, – транспорт. Огромная протяжённость страны с востока на запад, на востоке сконцентрировано промышленное производство, требуется транспортировка грузов на запад, в том числе в Европу, Америку, – так и развивайте это направление, и мы на столетия будем иметь стабильный доход.
Второе – лес. Мало кто в мире может похвастаться такими лесными угодьями. К тому же, поскольку страна в целом холодная, наш лес и горит реже, чем в тех же Португалии, Испании и США. Сегодня экспортируем лес как сырьё, а потом покупаем итальянскую мебель из нашего же леса по баснословным ценам. Мы предлагаем торговать переработанным материалом, и это делают все, кроме нас. Можем строить деревянные дома – экологически чистые: это модно, тепло, это будет покупать весь мир, а главное, сами россияне, нужно только «раскидать» стоимость по ипотеке, которую «потянет» каждая семья. Вот китайцы: построили десятки деревообрабатывающих фабрик. А мы что – не можем? Наша экономика больше похожа на колониальную: мы всё вывозим за копейки и считаем себя богатой страной. Третье направление – продовольствие: у нас самые большие сельхозугодия в мире, которые необходимо развивать. Вот три кита, на которых должна базироваться современная экономика России.
О дополнительных трудовых ресурсах
Вот в прессе пишут: обнаружена нелегальная скотобойня, правоохранители её сожгли, а владельцев арестовали. Зачем? К чему эти репрессивно-агрессивные действия? Мясо хорошего качества, просто владельцы годами не могли получить документы, потому что в стране всё забюрократизировано. Помоги людям: дай документы, легализуй – и пусть себе работают! Или в лесах нашли незаконное поселение мигрантов. Опять же, всё снесли, всех выгнали и отрапортовали: мы молодцы. Рабочих рук не хватает, а мы людьми расшвыриваемся вместо того, чтобы дать им документы и работу.
Нигде в мире нет столько бесхоз-ной земли, как в России: Дальний Восток, Сибирь, Урал – всё нуждается в рабочих руках, а специалисты туда не едут. В России самое немобильное население: в Америке человек переезжает с места на место в среднем 17 раз за жизнь, то есть почти каждые три–четыре года. А россиянин гордится тем, что всю жизнь оттрубил у одного станка и имеет в трудовой книжке одну запись. У человека отбито желание искать своё место. Дай ему подъёмные деньги, гарантию работы, ключи от жилья – хотя бы временного, и народ сам поедет за лучшей жизнью – поднимать пустоши.
О кризисе и долларе
Мы всю жизнь будем зависеть от Америки, пока доллар остаётся мировой валютой. Мировая промышленность работает так хорошо, что произвела товаров и услуг больше, чем требуется: покупают меньше, чем производят. Следовательно, цены должны падать, что время от времени происходит во всем мире. А у нас они только растут, потому что растёт доллар, и вся экономика к нему привязана.
Второго февраля Владимир Жириновский был госпитализирован с двусторонней пневмонией, развившейся на фоне штамма коронавируса «омикрон». Тут же все начали говорить о неэффективности вакцин, ведь именно Жириновский заявлял о необходимости прививаться от ковид-19 каждые несколько месяцев, что и делал сам. Но учёные объяснили, что от омикрона наиболее эффективно защищает вакцина «Спутник V», которой лидер ЛДПР привился первый раз, а в остальных случаях предпочитал другие вакцины, к омикрону, как оказалось, не подготовленные. Болезнь осложнилась диабетом, которым страдал Владимир Вольфович, его даже подключали к аппарату ИВЛ и вводили в медикаментозную кому. Впрочем, ему становилось лучше, он даже проводил приёмы, общаясь с однопартийцами через стекло, – всю страну облетело потом: «Владимир Вольфович бодр, работает с документами, рукопожатие крепкое». Однако затем – резкое ухудшение состояния и вновь медикаментозная кома. 25 марта кто-то из политиков в соцсетях уже публиковал ошибочное известие о смерти Владимира Вольфовича, на которое вздрогнула вся страна. Поэтому в объявление, сделанное 6 апреля, не сразу поверили...
Похоронят Владимира Жириновского в пятницу, восьмого апреля, в Москве.