Входишь в зал - и оказываешься в атмосфере любимого города: только так можно расценивать отношения Михаила Попелюшенко с Магниткой. "Цветущий май": облако лепестков на фоне промышленного левобережья. "Солнечный диск металла": горячие лучи брызжут из раскаленного круга. Загородные пейзажи. И цветы, цветы: в картинной галерее выставлены акварели Михаила Попелюшенко.
Он до сих пор не состоит в союзе художников и считает себя сначала учителем, а потом художником. При этом его персональные выставки на слуху - за жизнь набралось уже больше трехсот. Михаил Васильевич признается, что не ждет подходящих условий для работы, иначе придется ждать всю жизнь. Работает в сложившихся обстоятельствах. Благодарен челябинской коллеге, когда-то поделившейся признанием: работала на отменной бумаге - был большой запас, а когда она кончилась - "и я как художница кончилась", не работалось на скверном материале. У Михаила Васильевича есть запасец хорошей бумаги, приобретенной еще в советские годы. Есть даже японские листы, но он приучил себя работать на обычной: пусть в ней мало клея и она расползается под кистью с акварельной краской, можно работать в несколько приемов, давая бумаге подсохнуть после первых мазков и снова возвращаясь. Все же лучше, чем в советские годы, когда ему, "непрофессионалу", вовсе отказывались продавать бумагу. Нынче ему, все еще неосоюзненному, посвящена монография завкафедрой культурологии и русского языка факультета экономики и права технического университета Елены Курбан. А директор галереи Ирина Калинкина призналась, что когда в юности хотелось бросить рисование - только учитель Михаил Попелюшенко убедил ее окончить художку.
Большинство его работ привязаны к легко узнаваемым городским адресам. Его технопейзаж всегда в гармонии с природой, их союз - иллюстрация философии доверия художника к жизни. А цикл последних лет - "Храмы Магнитки" - один из самых задушевных в его творчестве. Художник выбрал из него для экспозиции двенадцать работ по числу апостолов. Среди них - совсем светские, беззаботные, как "Паруса на реке у Храма" - жанровая картинка с яхтами на фоне храма Вознесения Христова, и раздумчивые, отрешенные, как "Магнитогорская Божья матерь" с мадонной в облаках над церковью.
Но художник был бы нечестен перед собой и зрителем, если бы не признался кистью: посещают душу и ангелы, и демоны. Близкие знают о тяжелых потерях последнего десятилетия в семье художника, а социальные и нравственные изменения в обществе не прибавляют оптимизма. Михаил Васильевич признается, что не может заставить себя взяться за портреты: не видит героя нашего времени. И на экспозиции часть работ указывает на непокой в душе автора. Вот стройка, а над ней в облаках ее отражение - мираж.
- Рисовал, - рассказывает Михаил Васильевич, - как чувствовал, чем кончится: строили, строили - и заморозили работу. Начали делом, а кончили миражом…
Таких работ на экспозиции немного, да и в творчестве он ищет опору в добре, признавая право темной и светлой сторон жизни бороться за человеческую душу и право выбора художника. Он свой выбор сделал:
- Не хочу тащить в искусство, что легло на сердце черного.
И по-прежнему не отказывает городу в праве существовать в гармонии с природой, жить по сердцу: Магнитка утопает в цветах и тонет в дождях, металлургический комбинат объят радугой.