Элина Горяйнова долгое время была единственным, а потом главным лицом "ТВ-ИН" - далеких двадцать лет назад именно она начала своим бодрым: "Добрый вечер, в эфире новости" - новый проект только что родившейся телекомпании. Шло время, "ТВ-ИН" расширялся, появлялись новые программы и люди, а для многих горожан комбинатовская телекомпания так и ассоциировалась с улыбчивым лицом Элины Горяйновой. Потом она исчезла - на долгих десять лет. 20-летний юбилей "ТВ-ИН" снова дал возможность ее увидеть - и опять, как когда-то, восхититься молодостью, красотой и редким достоинством, всегда отличавшей тележурналистку. А, учитывая, что за годы отсутствия Горяйновой не один десяток раз зрители задавали вопрос: "Куда делась наша Элиночка?" - не воспользоваться случаем поговорить мы не могли.
- Знаю, что эти годы ты провела не в Магнитогорске…
- Из эфира я ушла в декретный отпуск. Когда сыну Кириллу было полтора года, мужу сделали деловое предложение, от которого он не смог отказаться - так мы оказались в Железноводске. Хотя, для меня Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и другие городки - это районы одного большого города Кавказские Минеральные воды, потому что десять - пятнадцать километров между ними расстоянием не считаются. Я каждый день езжу на работу в Пятигорск, муж - в Минводы, вечером мы собираемся за семейным столом в Железноводске…
- Минеральная вода, чистейший горный воздух и близость к морю - идеальный климат для малыша. Уезжала с удовольствием?
- Нет, с Магниткой расставались тяжело, хотя в Железноводске особых проблем с привыканием не было - во многом этот город похож на наш. Так же многонационален, и к тому, что вокруг разные люди с непохожими менталитетами и культурой, изначально относятся легко. Мне повезло родиться в семье, где родственные связи очень тесны: большие застолья всей родней, к которым дети готовят постановки, и мы вместе радуемся их новым успехам. Я поехала за мужем, которому институтский приятель предложил работать в новом интересном проекте. Глупо говорить, что нам там не нравится: красиво, свежо, тепло, до моря четыре часа езды, до сердца будущей зимней Олимпиады - семь, я объездила весь Ставропольский край, Калмыкию, побывала в Олимпийской деревне, на Красной поляне… Весной, наслаждаясь теплом, когда Магнитка ходит в шубе, конечно, сама себе завидую. Но семья… Вот повела Кирилла в первый класс - и очень не хватает родителей, тетушек, которые радовались бы за него больше, чем я сама. Или испекла пирог - и так хочется видеть за столом маму, свекровь, сестру, племянников… Здесь же остались лучшие друзья - в нашем возрасте ясно понимаешь, что старый друг лучше новых двух. На Кавказе сдружились с тем самым институтским другом мужа, но Магнитка - это святое. Вот сыну хорошо: для него Кавказ - дом родной, он хорошо учится, очень силен в математике - дважды участвовал в олимпиадах, занимал первое и третье места. Всерьез увлечен шахматами - сказывается близость Калмыкии с Кирсаном Илюмжиновым, и айкидо - опять же, на Кавказе сильны традиции боевых искусств, и это показывает каждая летняя Олимпиада.
- Свою карьеру забросила ради сына?
- Я три года сидела в декретном отпуске - считаю, не стоит оставлять ребенка чужим людям, когда ему нужна только мама. Потом сын постепенно привык ходить в детский сад, и я вышла на работу. Как мне повезло с ней, так моим работодателям повезло со мной - мы нашли друг друга (Смеется). Люди моей профессии - товар штучный, и в этом заслуга телекомпании "ТВ-ИН", в которой мы и корреспонденты, способные делать сюжет на любую тему, и редакторы, и телеведущие, а после того, как были обучены в Уральском госуниверситете, стали еще и специалистами по связям с общественностью. Северокавказская энергетическая компания как раз искала универсального журналиста, имеющего опыт работы на промышленном предприятии, и очень обрадовалась, увидев мое резюме. Мы освещаем проекты, претворяемые компанией - международный Каспийский трубопроводный консорциум, который тянет нефтяную трубу через Каспий, Калмыкию и весь Краснодарский край. Побывала на четырех крупнейших южных ГЭС, стояла возле атомных реакторов, причем, там мы ходили исключительно в сопровождении автоматчиков, настолько все серьезно. Разумеется, освещаем подготовку к сочинской Олимпиаде.
- Чувствуешь сопричастность?
- Вот без всякой иронии - да, это по-настоящему грандиозный проект. На одном побережье в прибрежном кластере строят шесть Дворцов спорта - для хоккея, керлинга, конькобежцев, фигуристов… Огромные красивейшие здания в окружении гор, медиа-центр на 17 тысяч журналистов, откуда пойдет вещание на весь мир, ночью все это подсвечивается и сверкает - до мурашек.
- Двадцать лет назад телевидение представляли женщины бальзаковского возраста. Ты, тогда еще совсем девочка, стала первой молодой телеведущей Магнитогорска?
- На телевидение я пришла на четвертом курсе института, работала на канале "Тера-С". Потом комбинат решил развивать свою телестудию и, встретившись как-то с Валерием Ивановичем Намятовым на хоккее, мы пришли к обоюдному решению работать вместе. Молодые телеведущие на МГТРК уже были - вспомнить хотя бы покойную Олю Рожнову. "ТВ-ИН" стала первой негосударственной телекомпанией, и строгого формата - как выглядеть, что и как говорить - не было, это было интересно, творчески, нравилось зрителю. Намятов - человек глубокого мастерства и интуиции, он сразу знал, чего хочет от своего детища. "ТВ-ИН" уникален. Чем может похвастаться провинциальный телеканал: новости да рекламные блоки. "ТВ-ИН" - это исторические, промышленные циклы, уникальный "Зеленый остров", молодежная программа… Корреспонденты телекомпании имеют возможность постоянно учиться в школе тележурналистов в Москве - я, к примеру, работала с мастерами Би-би-си, Си-эн-эн, не говоря уж о российских мастодонтах телевидения. Помню, как, придя к Намятову, ответила на его вопрос, чего хочу от работы: расти. Валерий Иванович дал мне все возможности для этого.
- Помню, как, отучившись в Москве, ты, вечная блондинка, вернулась в Магнитогорск брюнеткой - НТВ-шники сказали, что телеведущая должна вызывать доверие и быть серьезной, чего блонд дать не может.
- (Смеется). Да, и под разными предлогами на меня ходили смотреть коллеги и спрашивали, когда я снова стану блондинкой. Мне было комфортно - но это был сложный красивый цвет, смешение разных тонов японской краски, и ни в одном магнитогорском салоне подобрать его мне не смогли. Когда все превратилось в плоский коричневый, я снова стала высветляться. Да и по сути я все-таки светлый человек.
- Ты всегда была этаким замочком с секретом. Во всяком случае, когда я спрашивала, как у тебя дела, у близких твоих друзей, мне отвечали: "Наверное, хорошо - она никогда не хвалится и не жалуется".
- Моя мама научила меня держать спину и лицо. Не люблю огорчать людей, вываливать на них свои проблемы - и не потому, что не поддержат. Просто, пока будешь жаловаться, сама погрязнешь в своих слезах так, что потом будет труднее вылезти из них.
- Это помогает пережить недавнюю потерю отца?
- (Молчит). Пока мне сложно, я бы сказала, невыносимо.
- Зная тебя, все думали, что ты выйдешь замуж уж если не за олигарха, то уж точно за чиновника или руководителя комбината.
- Мне очень повезло с папой, который окружил меня, маму и сестру всепоглощающей заботой. У него была сложная и ответственная работа в органах госбезопасности - но только на похоронах от его товарищей мы узнали, насколько она была сложна, хотя и в детстве я понимала, что далеко не все ходят с табельным оружием. Но в семье это был обожающий муж и папа, защитник, друг. К нему мы могли подойти с любым вопросом, за любым советом, он учил нас думать, принимать решения - долгое время мне вообще казалось, что все мужчины должны знать ответы на все вопросы. И я подспудно искала именно такого человека. Ведь каждый день - это наша жизнь, состоящая из бытовых мелочей, маленьких радостей и огорчений, и рядом должен быть не кошелек, не статус, а человек, с которым было бы идти по жизни интересно, легко и спокойно. И нашла Сергея.
- Тогда почему не сразу вышла за него замуж, растянув свидания на много лет? Проверяла, любит ли он тебя или твое узнаваемое лицо?
- Мы познакомились через институтских друзей, когда я работала на "Тера-С", это дециметровый канал, которого у него еще не было - так что он знал меня просто как девочку Элину. Я не торопилась замуж, потому что не стремилась сбежать из родительского дома - у меня были прекрасные отношения с мамой и папой, встречи с Сергеем, любимая работа, общение с друзьями - жизнь была интересной и полнокровной. Пришло время - я вышла замуж.
- В тебе сидит какая-то восточная мудрость…
- По маме я татарка, и от нее у меня традиции большого стола, семейных встреч, поддержки родных... И на генетическом уровне уважение к старшим: посадить на лучшее место, первому подать чай… Мама же научила меня радоваться мелочам и видеть красивое и позитивное в самом простом: рассвет, травинка, росинка… И знаешь, эти маленькие радости, когда научишься ценить их, действительно важнее, чем даже, как нам кажется, глобальные, но на самом деле надуманные проблемы.