Летом 1962 года наша команда удачно выступила на соревнованиях Урало-Сибирской зоны. Виктор Петрович Коржов (на фото), сегодняшний председатель ДОСААФ "Металлург", стал одним из основателей нашего мотокросса.
О мотоциклетных гонках может говорить бесконечно. Вспоминает гонку, когда Магнитка впервые "сделала" область". Рассказывает, как задолго до соревнований стали готовиться, тренировались без выходных, в праздники и будни. Сами собирали мотоциклы, устраивали заезды, занимались общефизической подготовкой. И первую трассу строили сами.
Все начиналось с нуля, на голом месте и чистом энтузиазме. Первые соревнования в Челябинске результата не дали. Но именно этот опыт и стал стимулом выиграть областные соревнования. С таким настроем все получилось: впервые Магнитку, команда которой заняла на крупных региональных соревнованиях второе место, стали считать не заштатным городом, а серьезным претендентом на высокие места в мотокроссе.
- А потом и область мы выиграли вчистую, - напоминает Виктор Павлович. - А это тогда дорогого стоило. Областная команда постоянно была призером России, тренер Иван Соснин был тренером российской сборной. Да и финансирование гораздо больше нашего. И эту мощную преграду нам в 1967 году во всех классах удалось преодолеть. Завоевали право выступать на России в составе команды Челябинской области. Неплохо выступили: Курицын, Шаров и я стали призерами России и попали на всесоюзную спартакиаду. Но тогда в Кемерове нам не удалось выступить достойно из-за погоды. Из всей команды области до финиша добрался только один - Петр Дружинин. После на областных "разборках" неудачи команды объяснили тем, что это магнитогорцы подвели: мол, впервые взяли их в команду на крупные соревнования, а они не показали результата. И председатель обкома ДОСААФ принял решение никогда впредь нас не пускать на подобные соревнования.
Тогда в Кемерове, в том же 1967 году был сущий ад: холодный обложной дождь лил несколько дней подряд. Трасса превратилась в болото. Гонщики на соревнованиях вымокли до нитки, только макушка под шлемом оставалась сухая. Технику заливало водой - ни ангаров, ни навесов нет. Ни контакты протереть, ни зажигание настроить, ни свечи просушить. На старт вставало больше сорока участников, а до финиша доезжали максимум четыре человека. Но "высокое начальство" нашло повод упрекнуть именно магнитогорских спортсменов в неудаче.
- С таким "коленкором" будущего в Челябинской области у нас не было, - сокрушается Коржов. - Вчетвером уехали на Украину в том же 1967 году. Надо было продолжать осваивать науку побеждать, а на родной земле нам этого не давали. Осели в металлургическом городе Коммунарске - ныне Алчевск. Не хватало знаний, обмена практическим опытом. На Украине нам удалось тренироваться у лучших мировых мастеров. Спустя год попали в сборную Украины, показали хорошие результаты. Пригласили или в спортивный клуб армии в Киев, или в сильную команду Кировограда. Решили не цеплять погоны - перебрались в Кировоград к известному тренеру Леониду Черному.
Выступали за сборную Украины, позже - за сборную СССР. Коржову удалось выступить на соревнованиях за границей. Перед этим на чемпионате мира в Полтаве не повезло его напарнику Юре Кошелеву: упал на трассе и переломал кисть. Поэтому с поездкой за рубеж у него не получилось. Позже и сам Виктор Петрович серьезно травмировал колено - на одной из гонок кровь из носу требовалась победа. Он ее добыл, но год врачи запретили выступать. А год не заниматься в сборной - такого никто не позволит…
В Магнитку наши гонщики вернулись в 1971 году. А выбор был богатый - и на хлебосольной Украине можно было остаться: выступать и тренировать молодых. Родина звала, сердце рвалось. Приехали - и опять все с нуля. Даже той базы, что создавали своими руками, не осталось. Выделили подвал, залитый нечистотами, где на незатопленном пятачке рядом с жижей остались два одиноких мотоцикла. Вот и весь "стартовый капитал"…
- В 1974 году у нас уже сформировалась сильная команда, - продолжает Виктор Коржов. Пробились на чемпионат союза - тогда нам крепко помог директор комбината Дмитрий Прохорович Галкин. По его письменной просьбе нашу команду, подчеркиваю - не из областного центра, допустили участвовать в общесоюзных соревнованиях. Там были все союзные республики, Москва и Ленинград. И вдруг объявляется Магнитогорск! Тогда соревновались в Туле. И не подвели - заняли второе место.
Комбинат всегда помогал: к 50-летию ММК вновь по ходатайству директора комбината соревнования союзного масштаба провели в Магнитогорске. Нонсенс по тем временам. Но все удалось организовать, потому что команда была сильна, причем в масштабах всего Советского Союза. Это были зимние состязания. Проходили возле центрального стадиона. Технические виды спорта в те годы были очень популярны - зрителей собиралось чуть не полгорода. Наши заняли третье место. За весомую победу получили от руководства ММК грамоты и премии.
- В 1980 году мы переехали на левобережный стадион - вновь помог комбинат, - вспомнает Коржов. - Ставили задачу развивать под крылом ДОСААФ ММК технические виды спорта. Когда Иван Харитонович Ромазан стал директором, мотокросс получил мощную поддержку. Дело было так: мы ездили на мотоциклах чехословацкого производства, а во время перестройки они безбожно взвинтили цены. Денег взять негде. Иван Харитонович изучил все, что производилось в нашей стране, сравнил с зарубежными образцами и выделил средства для покупки двадцати японских мотоциклов для нашей команды. Так мы, без участия области, смогли заявляться в суперлигу команд СНГ - самые престижные соревнования. Дважды становились чемпионами, не раз - призерами, многократно - призерами России. Вложенные в нас силы и средства оправдывали полностью. Перенимали зарубежный опыт, осваивали новые методики тренировок, обменивались мнениями с лучшими мировыми тренерами. Один из тех мотоциклов от Ромазана, японскую "Хонду", сохранили. Агрегат на ходу, бережем, как музейный экспонат.
В годы безвременья клуб мотокросса металлургов выжил только благодаря поддержке комбината. Дали возможность зарабатывать и финансировать поездки на соревнования, закупать технику и форму. Спортсмены продолжали штурмовать пьедесталы, занимали и призовые, и первые командные места. Стажировались у действовавшего тогда чемпиона мира из Голландии - ценный, уникальный опыт.
Сейчас трасса суперкросса, построенная на левобережном стадионе при помощи ММК, высоко ценится специалистами. Лицензирована, отвечает современным требованиям, может обеспечить международные соревнования. Кстати, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге начинают строить подобное - консультировались на этот счет с Коржовым.
Разговор с "главным мотогонщиком Магнитки" состоялся спустя несколько часов после выездных соревнований на кубок УрФО. Магнитогорцы выступили достойно: уступили лишь Челябинску и сборной Екатеринбурга, заняв третье место. За областным центром вновь трудно угнаться - не те финансы. С начала года челябинцы выезжают на сборы в Испанию. Затем отправляются к Черному морю. Словом, тренируются круглый год. Это серьезные деньги, которых нашим мотогонщикам никто не выделяет. Они используют те возможности, что есть: готовяться к сезону на своем стадионе. Конечно, по снегу так не натренируешься, поэтому месяцы без тренировок в подходящих условиях дают о себе знать.
Вся база городского мотокросса создана и поддерживается металлургическим комбинатом. Но не всех условий для занятий хватает. Желающих заниматься мотокроссом - с избытком. Больше двадцати детей возрастом от пяти лет регулярно гоняют на мотоциклах под руководством тренеров. Для них даже есть маленькие безопасные мотоциклы. Всего занимается полсотни человек - больше физически клубу с его базой и возможностями "не переварить". Никому объяснять не надо, как дорога нынче техника, запчасти, бензин, масло и прочие "расходники", обслуживание техники…
Виктор Коржов считает самой дорогой своей победой выступление команды ММК на чемпионате Советского Союза в 1975 году. Они тогда стали вторыми. И никакая пересеченная местность не стала преградой.
Но главной его победой представляется то, что мотокросс у нас не просто жив - он популярен, спортсмены добиваются высоких результатов. В истории мотокросса Магнитки много страниц, но главное - есть те, кто пишет эти страницы и бережно одевает в красивый переплет.