Узнав, что хэдлайнером "Магбури-2015" будут музыканты легендарного "Парка Горького" Алексей Белов и Александр (Ян) Яненков, но без Александра Маршала и Николая Носкова, многие недовольно морщились - мол, двадцатый состав.
На самом деле это самый что ни на есть первый состав команды. Более того, именно Белов - автор большинства хитов "Парка", в том числе нетленной Moscow calling, которая взлетела в лидеры мировых чартов в далёком 1992-м.
То ли от незнания, то ли в связи с ранним часом пресс-конференции - за два часа до начала "Бури" и за десять часов до выхода группы на сцену, но встретиться с артистами в ресторан ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск" поднялись только два журналиста. Впрочем, это даже хорошо: пресс-конференция превратилась в интервью, а значит, раскрыть музыкантов удалось лучше.
"Верстов.инфо": Насколько плотен график и широка география ваших выступлений в последние годы?
Алексей Белов: Выступаем много, ездим по стране. Лето - это в основном фестивали: байкеров, рокеров, недавно с женой Ольгой Кормухиной выступали на "Нашествии". В мае в столичном "Крокус-сити холле" был концерт группы в оригинальном составе с симфоническим оркестром. В сентябре намечен сборный концерт в Москве на Лубянской площади... Словом, работы хватает.
"ММ": Строгое требование называть вас не "Парком Горького", а музыкантами группы "Парк Горького" - это принцип?
Алексей Белов: "Парк Горького" - мы в полном составе, а в усечённом - музыканты, не хотим вводить зрителя в заблуждение.
"ММ": То есть, группа все-таки существует?
Александр (Ян) Яненков: Да, как и "Лед Зэппелин", которая собирается раз в несколько лет. Мы, правда, почаще - пару раз в год точно.
"ММ": Так было всегда или "Парк Горького" всё же прекращал существование?
Алексей Белов: Мы разбегались в девяносто девятом, и какое-то время каждый работал сам по себе. Потом начали гастролировать с Яном, а вместе нас впервые собрало Авторадио на юбилее станции на Красной площади. Так и воссоединились.
"ММ": Если группа воссоединилась, значит, на рок есть спрос?
Алексей Белов: Конечно. Билеты на то же "Нашествие" в этом году стоили от двух до десяти тысяч рублей, а фестиваль собрал двести тысяч человек - больше, чем любой бесплатный концерт. Спрос на эту музыку огромный. Просто у нас делают вид, что его нет. На телевидении всё отформатировано под бабушек и домохозяек. Как сказал один из ведущих продюсеров "Первого канала": у нас всё для тех, кому лень или трудно дотянуться до пульта. Какой уж тут рок?
"ММ": Алексей, не связан ли был ваш отход от рока с тем, что примерно в это же время вы стали воцерковленным человеком?
- От рока я не отходил никогда. Да и когда воцерковился, "Парк Горького" существовал ещё больше года. А потом я занимался созданием музыки к фильмам, и в ней много рока.
"ММ": Как церковь оценивает ваше творчество?
- Я читал разные книги: одни пишут, что рок - от сатаны. Другие - что любой талант от Бога. Музыка, в том числе рок - как топор: хотите - стройте церковь, дом, а хотите - голову рубите. В своё время был на острове у великого старца Николая Гурьянова, спросил: "Батюшка, Богу угодно моё ремесло?" Он улыбнулся: "Угодно". В Америке нас познакомили с одним из самых статусных фотографов Штатов. Она, зарабатывая на фото миллионы долларов, подарила нам фотосессию - взяла деньги только за материалы. Часть сессии проходила в её доме, заполненном антикварными вещами - путешествовать по миру и собирать их было её хобби. Четырнадцатый, шестнадцатый века - я трогал мебель и думал: сколько души вкладывали раньше люди в то, что делали! Одежда переходила из поколения в поколение - было почётно выйти замуж в платье пра-пра-прабабушки… Сейчас совсем другое отношение - и к музыке тоже. Причём не только у нас - во всём мире происходит её оскудение. Ещё юным музыкантом прослушивал сотню-две альбомов в неделю. Много было неинтересного, но попадались бриллианты мировой музыки! Сейчас заставляю делать себя то же самое - в "билборде" слушаю первые пятьдесят позиций. Огромный ноль - ничто не вдохновляет, не питает. Зато, когда летели в Новый Уренгой, в самолёте слушал оперу Мусоргского "Борис Годунов" - вот где вся история рока! Самым креативным было время семидесятых-восьмидесятых. Та же "Куин": говорят, невозможно появиться ещё одной такой группе. А Фредди Меркьюри рос на Рахманинове. Вот вам: семя и плод.
"ММ": В собственной семье у вас собственная вокалистка мирового масштаба. Не думали взять Ольгу Кормухину в свой коллектив?
- Ей это не надо, она сама собирает залы. Да и мы звучим не ущербно. Ольга была на нашем концерте с симфоническим оркестром, записывала его на телефон, потом, на своём дне рождения, показала запись Ларисе Долиной - та была в восторге.
"Верстов.инфо": Алексей, как вы воспитываете музыкальный вкус дочери Анатолии?
- Сейчас трудно его воспитывать: открытое общество, информация, которую черпают друг у друга… Анатолия учится в православной гимназии. К радости могу сказать: у неё хороший вкус. К грусти могу сказать: ничего русского она не слушает. В современных телефонах звучит песня - и тут же на экране "бежит" текст. Дети сегодня прекрасно знают английский, и она часто подходит ко мне: пап, смотри, какие интересные стихи! Что может этому противопоставить русская песня? Творчество мамы, папы - она выросла на этом, и потом, нет пророка в своём Отечестве: для неё мама - и мама, хочется черпать что-то извне. Она бы хотела, чтобы появилось что-то стоящее в русской музыке.
Александр (Ян) Яненков: Талантов много: поют и играют на инструментах и взрослые, и дети.
Алексей Белов: Пишущих нет, к сожалению. Голос есть - а петь нечего.
"Верстов.инфо": Вас называют российско-американской группой, поэтому политический вопрос неизбежен, тем более, сейчас вне политики жить невозможно: что скажете об отношениях стран?
Алексей Белов: Мы пели на английском, и основная часть нашей карьеры была там. Но всегда позиционировали себя русской группой. Как-то в Далласе подошла женщина: "Вы из каких штатов?" Отвечаем: "Мы из России". Она: "Я понимаю - проект, маркетинг, всё грамотно… Но сами-то вы откуда?" И только на пятый раз до неё дошло, что мы действительно из России. Была удивлена, потому что думала: перестройка, свобода, тренд - продюсеры собрали группу и "покатили". И сколько было глупых вопросов - американцы в большинстве своём люди очень недалёкие. Недавно с Ольгой Кормухиной были на телеканале "Москва-24" в популярной программе, где я сказал: "Америка научила меня любить Россию". Мы уезжали совершенно из другой страны, хотя уже тогда она была наполнена оптимизмом. И страну, в которую вернулся, я открывал для себя по-новому. Советский Союз тоже был прекрасен, с правильной философией - исполнение было неправильное. Нашу страну погубила глупость и, конечно, чёткая работа "их" спецслужб. А то, что происходит сейчас, - это то, что было всегда и, не удивляйтесь, будет всегда. Россию не любят уже за то, что она есть, а не за то, что она делает. Недаром когда-то старец Филофей сказал: "Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать". Россия, православие - единственный сегодня стопор к окончательному приходу апокалипсиса. Но это вопрос глубокий, его имеет смысл изучать лично, не будем читать лекции по геополитике и православию.
"ММ": Когда Александр Маршал рассказывал, как ушёл в шансон, сказал, что соратники назвали его предателем рока. Не вы ли?
Алексей Белов: Нет, это его личное дело. Конечно, это отразилось на группе: с тех пор мы не записали ни одного группового материала с ним, потому что на двух стульях усидеть невозможно.
"ММ": Одним из самых сильных моментов жизни он назвал день, когда ваша песня была первой в чарте - и только потом Стинг.
Алексей Белов: Это было приятно. Это был второй альбом, мы проделали огромную работу. После первого альбома группу оставил Николай Носков. Когда уходит певец такого уровня, это означат одно: группа погибла. Но, на удивление, мы записали ещё более успешный альбом Moscow calling.
"ММ": Это возможно повторить?
Алексей Белов: Какое самое яркое впечатление вашего детства? Это можно повторить? Наверное. Но вопрос: зачем? Музыка, рок - это инструментарий, часть нашего пути, но не сам путь. И успех - не самоцель. Успех хорош тогда, когда является платой за честный труд. Когда ты не стремишься к успеху, а просто стараешься делать свою работу хорошо. "Парк Горького" потому и состоялся: мы старались делать что-то новое и необычное даже для самих себя, всегда брали высокую планку, с каждым альбомом старались делать музыку интереснее - и платой за это стал успех. Если бы мы ставили успех во главу угла, может, ничего бы и не было. Трудись - и Господь воздаст тебе. А накачать успех, как мускулы, невозможно - нет таких тренажёров.
"ММ": Вас этому научила церковь или вы всегда это знали?
- Всегда чувствовал.
"Верстов.инфо": Что можете сказать об этом месте?
Алексей Белов: Именно здесь мы впервые, хотя в Магнитогорске, по-моему, были. Во всяком случае, я помню большие чёрные горы руды.
Александр (Ян) Яненков: В Лос-Анджелесе есть похожее место Биг-Беар-Лейк: поднимаешься по серпантину на машине на уровень три тысячи метров, а внизу такое же озеро, подъёмники - разве что там горы повыше, но также красиво.
Алексей Белов: А мне напомнило Гору искушений под Иерусалимом, где Господь постился сорок дней и где его искушал Дьявол. На месте этого камня греки построили монастырь - совершенно непонятно, как, потому что там отвесная скала и нет даже лестниц. Сейчас там фуникулёр и так же красиво, как здесь. Радуйтесь: таких мест немного, их надо беречь.