С каждым годом востребованность в молодых активных вожатых, умеющих «зажечь» детский коллектив, увеличивается, растёт и их значимость. Поэтому специальные подготовительные курсы – так называемая школа вожатого – становятся важной составляющей в формировании сложного функционала детского наставника.
Детский оздоровительно-образовательный комплекс ПАО «ММК» – один из немногих организаторов ребячьего отдыха в стране, имеющий собственную систему подготовки вожатых. Обычно лагеря предпочитают брать специалистов, уже прошедших вожатскую школу – к примеру, в педвузе или колледже. Содержание программы обучения каждый год меняется и дополняется – в зависимости от тематики смен и запроса самих детей.
– Сегодня дети имеют не такое устойчивое коллективное сознание, как ещё 20 лет назад, к тому же в лагере они попадают в незнакомый коллектив, поэтому особый упор делаем на отрядную воспитательную работу, – говорит ведущий специалист по научно-методической работе ДООК ПАО «ММК» Оксана Савельева. – Значительное внимание уделяем психолого-педагогическому сопровождению – наставник должен помочь адаптироваться в отряде, определить, есть ли проблемы в общении, предотвратить буллинг… Приобрела актуальность и подготовка вожатых к работе с детьми разных категорий. Наши лагеря ежегодно принимают детей, столкнувшихся с трудной жизненной ситуацией, из малообеспеченных семей, опекаемых, с ограниченными возможностями здоровья, детей участников СВО… И вожатый обязан уметь всех сплотить.
Ежегодно в школу для работы с будущими вожатыми со всей страны приглашают экспертов – специалистов по работе с молодёжью, имеющих известность в профессиональном сообществе и популярность в своей целевой аудитории. И в этом «фишка» ДООК ПАО «ММК»: мало кто в стране идёт на дополнительные затраты, приглашая высококлассных профессионалов, обычно довольствуются местными кадрами. Магнитка же делает ставку на лучшее.
Важнейшей частью школы вожатого является инструктивный лагерь в «полевых условиях» – в «Уральских зорях». Это не только возможность студенту увидеть фронт работы, но и на себе прочувствовать прелесть «пионерских отрядов», отточить теоретические навыки. Руководитель инструктивного лагеря, методист-организатор «Уральских зорь» Аделина Дерюшева рассказывает, что устроили максимальный интенсив: полностью освободив от теории, пройденной ранее, погрузили исключительно в практику.
– В этом году ребята ещё плотнее работают с кураторами – опытными педагогами-организаторами, лучшими вожатыми наших центров, – говорит Аделина Артёмовна. – В данном формате впервые работают и эксперты: наблюдают и дают обратную связь, чтобы студенты в моменте отрабатывали ошибки.
В этом году участниками инструктивного лагеря стали 280 будущих вожатых, с ними работали 15 приглашённых экспертов.
Татьяна Постарнак – магнитогорка, но в вожатской ипостаси побывала, став частью педагогического отряда «Пульс», в Челябинской академии культуры, где училась. Начинала в лагере «Орлёнок» под Озёрском, проявила себя, была приглашена во Владивосток – работать во всероссийском детском центре «Океан», выиграла конкурс «Лига вожатых» – и её позвали в Москву.
– Уральские кадры в столицах очень ценят, поскольку здесь их качественно готовят, – говорит Татьяна. – Сейчас я занимаюсь обучением вожатых, помогаю организаторам конкурса «Навигаторы детства», направленного на создание резерва советников по воспитательной деятельности в школах и колледжах страны.
По мнению Татьяны Постарнак, значимость вожатого растёт с каждым годом. К нему перестали относиться как к человеку, который сопровождает детей строем с речовкой из пункта А в пункт Б. Сегодня вожатый признан педагогической профессией и имеет чёткий вектор профессионального развития.
– Что было у нас ещё несколько лет назад: ватман, скотч, фломастеры, палки, шишки и прочий «театр теней», а сейчас – огромные экраны, телевизоры в корпусах, игровые консоли и интернет, – улыбается. – И пропала активность, появилась изнеженность, леность… Вожатый в любую минуту должен быть готов ко всему: и провести вместо заболевшего коллеги игру, и решить проблему ребёнка. Школа вожатого ДООК комбината мне нравится своей продуманностью: в подготовке специалистов нет перекоса ни в сторону лёгкости предстоящей работы, ни передавливания с уголовной ответственностью и прочими страшилками. Инструктивный лагерь направлен на то, что обучающийся может «включаться» в ситуацию, как ребёнок, чтобы потом знать, как поступить в работе. А главное, здесь до ребят доходит суть работы вожатого, и они могут принять решение: продолжать развиваться в этом направлении или выбрать другой путь.
Борис Сорокин из Перми – руководитель паблика «Вожатник», директор АНО по развитию вожатского сообщества и детских лагерей «Феникс» и заместитель начальника по воспитательной работе детского центра «Солнышко». В последней ипостаси тоже воспитывает вожатых «для себя», но магнитогорский опыт поразил.
– Впечатлил размах, всецело обеспеченный поддержкой ММК, – говорит Борис. – В Пермском крае большинство лагерей, даже ранее принадлежавших заводам, сегодня – частная история, как и наш лагерь «Солнышко»: вместимость – 400 детей, вожатых на всё лето нужно 80. А когда только в инструктивный лагерь приезжает 280 человек, а было и 400, и 600… В Перми это региональный и межрегиональный масштаб, а здесь всё в рамках одной организации. Поражает и уровень подготовки: могли бы довольствоваться местным уровнем, но ДООК ПАО «ММК» равняется, а во многих вопросах и соревнуется с всероссийскими детскими центрами, и становится лидером – это круто.
Государство твёрдо настроено развивать вожатское движение. Осталось, по мнению Бориса Сорокина, убедить в серьёзности профессии саму молодёжь.
– До сих пор вожатскую историю студенты рассматривают как сезонный заработок – не более, – говорит Борис. – Немногие способны усмотреть в ней перспективы, а они есть: во-первых, можно сделать карьеру непосредственно вожатым, и наша с Таней Постарнак судьба тому пример. Второе: вожатый – это хорошо прокачанные управленческие навыки, открывающие дорогу в любой сфере. К примеру, химики «Лукойла», будучи студентами, с удовольствием работали у меня вожатыми, а теперь они – руководители групп и направлений в своей сфере. Третье: вожатые делают карьеру в сфере подбора кадров, поскольку умение собирать команду – это тоже навык, приобретённый в вожатской юности.