Мощный оглушающий гул тренировочного полёта в минувший вторник собрал сотни зевак. Машины притормаживали у обочины, люди торопливо доставали смартфоны и снимали показавшуюся из-за облака шестёрку бело-красных "МиГов-29", на "животе" которых изображён летящий голубой стриж. "Ух, красавцы!" - вырывалось почти у всех. А "красавцы", помахав крыльями, умчались в сторону аэродрома.
Семь "машинок" изящной формы с острым носом и "жалом" на нём стоят в ряд: летает "шестёрка", седьмой запасной - мало ли что. Кабины открыты, к корпусу приставлены лестницы - до кабины от земли метров пять. Инженеры авиационного блока, сидя на самолётах верхом, помогают подниматься в кабину желающим - сегодня "Стрижи" устроили день открытых дверей, что в их работе мероприятие традиционное.
- Всегда стараемся дать людям возможность посмотреть на самолёт вблизи, потрогать его, - говорит командир звена, ведущий группы "Стрижи" подполковник Военно-воздушных сил России Сергей Осяйкин. - К нам в аэропорты приезжают целые школы на автобусах. Даже если в городах, куда прилетаем на авиашоу, власти не просят об этом, сами выходим к ним с предложением пригласить людей для "общения" с самолётами. Не у всех есть возможность регулярно летать на авиакосмические салоны в ту же Москву, а чувство патриотизма у молодёжи воспитывать надо.
Наша авиация - это мощь, сила, гордость страны.
"Поймать" Сергея Ивановича для беседы невозможно, каждую минуту звонит телефон, подходят люди: кто - спросить, а кто - обняться. Сергей Осяйкин - наш земляк. Родился в Магнитогорске, занимался в магнитогорском аэроклубе, после школы уехал поступать в лётное училище, стал настоящим асом. Впрочем, материал о Сергее Осяйкине впереди.
Его подчинённые - молодые симпатичные улыбчивые люди в серых комбинезонах. Пуговиц нет - только "молния": всё, что может оторваться, в полёт не допускается. У военных, обслуживающих самолёты на земле, форма тёмно-синяя. Люди всё идут и идут, а оставлять без присмотра "МиГи" инженеры не хотят.
- Приборная панель сложная, датчиков и ручек много, - объясняет улыбчивый инженер авиаблока, помогая мне забраться в кабину. - Мало ли - подкрутят чего. Я, конечно, сотню раз всё перепроверю перед полётом, но всё равно - не люблю, когда без меня самолёт осматривают.
Вместе с рядовыми зрителями на лётном поле руководители металлургического комбината - с жёнами и детьми. Фотографируются в кабине пилота и на фоне самолёта, в шлеме и без, опуская на глаза специальные очки и поднимая их. Маленькие дети, все как один, просили "полетать". Поняв, что катать не будут, довольно быстро теряли интерес к самолётам. Женщины делали тысячи селфи, противопоставляя своей нежной женственности брутальную мощь военной воздушной техники. А что творилось с мужчинами, тут же забывшими о солидном статусе и снова ставшими мальчишками!
- Помню, десять лет назад, когда на 75-летие ММК прилетали "Стрижи", я стоял на мосту у Казачьей переправы, - с улыбкой рассказывает генеральный директор ПАО "ММК" Павел Шиляев. - И один из манёвров - с почти вертикальным разгоном вверх - лётчики делали буквально над моей головой - так, что мне были видны "внутренности" двигателя. Это была такая буря эмоций! Сегодня, конечно, не мог не воспользоваться случаем - даже в кабине посидел. Сейчас у меня по-настоящему мальчишечье настроение.
И, конечно, расспрашивают пилотов: "А правда, что самолёты полностью российского производства?" - "Так точно, российские, покупаемые во всём мире". - "А они боевые или специально для шоу?" - "Боевые, с пушками, бомбу "прицепить" - и можем на боевое задание лететь". - "А вы и те, что на задания летают, - разные рода войск?" - "Те - военные лётчики, а мы - группа высшего пилотажа, хотя по сути также являемся военными лётчиками. То, чем занимаемся мы, считается верхом профессионализма, немногие военные лётчики так умеют. Зато звания и чины те быстрее зарабатывают - их за военные подвиги дают".
На лётное поле выходят хоккеисты "Металлурга". Евгений Тимкин с маленькой дочкой Евой, похожей на него и маму, рядом с военными лётчиками, не отличающимися большими габаритами, смотрится просто дядей Стёпой. Вице-президент ХК "Металлург" Геннадий Величкин особенно долго задерживается в кабине пилота - спрашивает, рассматривает… Оказывается, в детстве тоже мечтал покорить небо - и даже поступал в Барнаульское высшее военно-авиационное училище. И успешно прошёл испытания - получил второй уровень психологического отбора, что давало право считаться курсантом практически без экзамена. Но из-за болезни вернулся в Магнитогорск и поступил в горный институт - решил вслед за отцом стать металлургом. Зато теперь выдержанность и стрессоустойчивость помогают вести дела хоккейные.
Как оказалось, хоккеисты "Металлурга" - любимцы не только магнитогорцев, но и самих "Стрижей".
Пилоты увлекаются хоккеем - у них даже есть своя команда. Искренне обрадовались, узнав, что на концерте в честь Дня металлурга чествовать серебряных призёров чемпионата КХЛ будет сам Евгений Малкин, специально прилетевший на торжества.
Продолжение - в следующем номере "ММ".