Конечно, очень хотелось бы сказать, что после долгой разлуки с малой родиной, которую Евгений до сих пор любит, предпочитает называть себя именно магнитогорцем, более того, до сих пор активно ведёт здесь благотворительную деятельность, торжество он решил встретить в родных пенатах. Увы, жизнь течёт, и сегодня большая часть близких Жене людей живут в Москве, куда в канун дня рождения и улетело семейство Малкиных. Но почти неделю они провели в Магнитогорске, где «питсбургский пингвин» принял участие в легендарном матче Сергея Мозякина и показал сыну Магнитогорск. Но – обо всём по порядку.
Наша первая встреча с совсем юным Женей Малкиным, только вошедшим в состав «Металлурга», состоялась в ДК Орджоникидзе, где вместе с общим нам приятелем он скромно стоял у стены, ожидая окончания занятий танцевального коллектива, чтобы… дать денег на поездку на какой-то фестиваль. «Женя очень много помогает», – сказал тогда приятель. «Давайте сделаем интервью, – тут же «включила» журналиста. – И как с хоккеистом, и как с благотворителем». Женя отказался: «Как с хоккеистом – сколько угодно, а про благотворительность не надо: помогаю – и помогаю, чего тут такого, раз могу». Позиция тогда совсем ещё мальчика произвела, помню, большое впечатление.
За следующие 20 лет, 18 из которых он провёл в США, мы несколько раз встречались – и эмоции только усиливались. Во-первых, он остался таким же щедрым благотворителем и лишь расширял зону своих действий – как в Магнитогорске, так и в целом в России и Америке. А ещё из угловатого, вечно смущающегося дылды он превращался в стильного красавца-мужчину, из его речи ушли мучительные паузы в поиске слов – уже потом узнала, что в США Женя одинаково активно занимался изучением как английского языка, так и русского, понимая собственные пробелы в знании родной речи, и в обоих очень поднаторел. Особенно его успехами гордилась жена – экс-тележурналистка федерального спорт-канала Анна Кастерова, для которой грамотная речь в силу профессии имеет большое значение.
Вместе семья Евгения Малкина без малого десять лет, из них восемь лет воспитывают сына Никиту, после рождения которого официально зарегистрировали свои отношения. Всё это время Анна – не только крепкий тыл для звезды НХЛ, но и, можно сказать, его пиар-менеджер, и благодаря её интервью, данным ведущим изданиям России и США, поклонники Евгения Малкина – или Джино, как зовут его фанаты в Питтсбурге, знают о нём чуть больше, чем рассказывает он сам. И почти каждый раз Анна, характеризуя своего мужа, упоминает о том, что Магнитка – навсегда его любовь, а может, и будущий работодатель.
Легендарный матч
Многие пришедшие в городской курорт «Притяжение» на День болельщика не скрывают: главным автографом для себя наметили подпись Малкина. И это понятно: росчерки Сергея Мозякина есть у большинства фанатов, он никогда не отказывает своим поклонникам. А вот Женю в Магнитке не видели много лет. Правда, в Притяжении Евгения не было – конечно, все расстроились, но вновь оживились, услышав, что он обязательно поучаствует в автограф-сессии в «Арене-Металлург». И обещание своё сдержал, в назначенную минуту заняв столик с именной табличкой и надев синюю майку участников команды Сергея Мозякина. На голове – бейсболка с изображением пингвина и подписью Geno. Козырёк, хоть и короткий, сильно прикрывал лицо – на фото его почти не видно. Прошу Евгения немного приподнять головной убор – и получаю ответ с фирменной усмешкой: «А зачем? Там нет красоты!» Но козырёк-таки поднимает.
Сосредоточенно подписывает сотни флайеров, маек, бейсболок, шарфов, старательно «взбивая» стремительно сохнущие маркеры, чтобы подпись была заметнее, дежурно, но безотказно улыбается на камеру – а сфотографироваться с легендой желают абсолютно все. За столиком рядом с Евгением – Сергей Мозякин, «работы» у него не меньше. За своим автографом к хоккеистам подходит самый известный болельщик «Металлурга» – деда Вася, как гласит надпись на его свитере.
– Уже «деда»? «Дядя Вася» же был!» – приветственно смеётся узнавший его Женя и пару минут разговаривает со старым знакомым, а потом предлагает сфотографироваться вместе с Сергеем Мозякиным. – Всё-таки не я герой матча, а Сергей Валерьевич.
Приветствуя хоккеистов, заполненная до отказа «Арена» купала в овациях абсолютно всех. И всё-таки больше всего восторгов досталось герою вечера и Евгению Малкину – Сергей Валерьевич сделал очень широкий жест для горожан, пожертвовав частью внимания к себе встрече Магнитки с самым известным своим хоккейным воспитанником. И даже в перерыве, когда пресса облепила Евгения, улыбался: «Столько лет не виделись – накопились вопросы, понятное дело!»
Евгений тем временем блестяще демонстрировал западный этикет поведения селебрити перед прессой: несмотря на желание поболтать с соратниками и отдохнуть, отвечал на заданные вопросы – полно, доброжелательно и, верю, искренне. И если представителей федеральных СМИ интересовали чисто спортивные темы, я предпочла говорить о связи Жени с городом и его жителями. Итак…
О Мозякине и «Металлурге»
– С огромным удовольствием поздравил Сергея Мозякина, с которым связано много красивых и тёплых моментов в совместном хоккее. Нет, о том, как он забивал голы в ворота «Металлурга», когда я там играл, рассказывать не буду (смеётся). Лучше о том, как в локаут в НХЛ, когда я приехал в Магнитку и вышел на лёд в составе «Металлурга», мы играли в связке с Сергеем и Колей Кулёминым – у нас неплохо получалось, нас называли самым разрывным звеном КХЛ. С удовольствием вспоминаю то время, мы отличались в каждой игре, забивали, помогая Магнитке набирать очки… Честно – жалко, что локаут закончился так быстро, наверное, хотел бы закончить тот сезон в «Металлурге», потому что у нас был реальный шанс побороться за Кубок.
Как-то «один специалист» раскритиковал физическую форму Сергея, не включив его в сборную – и после этого Мозякин всем всё доказал, взяв очередное «золото» и чемпионата мира, и Олимпиады. Думаю, и в НХЛ у него бы всё получилось. Да, все говорят, что за океаном хоккей более жёсткий, но… сегодня я бы так не сказал: правила с времён, когда я прибыл в Америку, поменялись, агрессия «ушла» вместе с закончившими карьеру тафгаями и агрессивными защитниками – а новые не пришли. Мозякин нисколько не уступает в мастерстве Макдэвиду, Маккинону… Может, скорость не так высока, но есть другие качества: пауза, руки, голова – уверен, он пригодился бы в любой команде. Скажу больше: слышал, что и «Пингвинз» рассматривал его кандидатуру, видя, как мы играли в локаут… Не знаю – может, Сергей даже получил предложение, но решил остаться… Точно – не прогадал: сегодня под своды «Арены» подняли его свитер, номер «10» выведен из «Металлурга» ради него, может, даже выведут из всей КХЛ, приветствовать Сергея собрался цвет российского и мирового хоккея... Круто! Он создал прекрасную семью, родил семерых детей, был рядом с ними и женой… Ну и два игровых Кубка Гагарина и один тренерский – о чём тут жалеть?
Мне говорить о будущем пока сложно, но и я, и семья будут счастливы, если завершение моей карьеры состоится в свитере родного «Металлурга». Но у меня ещё два года контракта в Питсбурге: сегодня чувствую себя хорошо, постараюсь отыграть эти годы без травм и, если, как у Павла Дацюка, в душе ещё будет гореть «хоккейный огонь», обязательно приеду в Магнитогорск. Потому что без этого «огня» выходить на лёд и просто «отбывать номер», по сути, занимая место какого-то молодого талантливого игрока, может, будущей звезды, считаю некрасивым. Тем более, разочаровывать невнятной игрой болельщиков, которые помнят тебя «зажигалочкой». Но, если сойдутся все звёзды, с огромным удовольствием займу своё место в раздевалке «Металлурга».
О «громком слове» в карьере
– В сборной вроде всё было громко – две победы в чемпионатах мира. Конечно, мечтаю о победной Олимпиаде: если Россию вернут в мировой спорт, с удовольствием поборюсь за олимпийские медали. Я всегда отдавал все силы сборной, мне кажется, неплохо показывал себя в играх за неё. Без России международные турниры выглядят бледновато – не так много команд, претендующих на мировое хоккейное господство, и Россия – одна из самых ярких претенденток наряду с Финляндией, Швецией, Чехией, Канадой, США… Также в топе российские игроки в НХЛ, «забирающие» индивидуальные награды по итогам сезона. Обидно, что спорт стал частью политики. Надеюсь, скоро это закончится, и наш талантливый молодняк – Капризов, Панарин – «зацепят» ещё не одну Олимпиаду.
А в НХЛ до очередного «громкого слова» – пятисотой шайбы – осталось не так много, надеюсь, это «слово» прозвучит в следующем сезоне, очень хочу, чтобы оно стало красивым, эффектным. Честно – хотел «забить» в этом сезоне, да концовка его получилась не очень удачной. Но у нас хорошая команда, которая, уверен, поможет мне, а сам я буду выкладываться максимально, постараюсь избежать травм…
Наконец, настало время задавать вопросы «ММ».
– Евгений, на льду вы очень старались никого не обидеть и не обогнать – я прям преисполнилась вашей дипломатией…
– (Смеётся). Спасибо, что заметили. Это честь – «уступать» великим хоккеистам. Я заранее слышал, что намечается прощальный матч Мозякина, и, когда Сергей мне позвонил – а мы созваниваемся с ним, мягко говоря, нечасто – догадывался, что услышу. С удовольствием принял приглашение, хочу сказать большое спасибо Серёже за его карьеру – и за её высоты, и за умение собрать вокруг себя коллег, которые – все! – относятся к нему с огромным уважением и как к профессионалу, и как к другу.
– Не вспомню, как давно вы приезжали в Магнитогорск…
– Мы буквально вчера вспоминали: последний раз был в День металлурга в 2016 или 2017 году… Встретился, как всегда, с родными и близкими, посетил Банное, съездил на охоту, рыбалку… Здесь очень красивая природа, я много красивых мест в мире повидал, но приезжая в Магнитку, с удовольствием еду в лес, на озёра, реки… Встречаюсь с друзьями, оставшимися здесь, родителями – они, конечно, часто приезжают к нам в Америку или Москву, но здесь мы чувствуем себя по-настоящему дома. Ещё почувствовал, что пришло время познакомить сына со своей малой родиной. Раньше не было смысла – он был маленьким, не запомнил бы всё равно ничего, но сейчас Никите восемь лет, сознательный возраст – и мы приехали в Магнитогорск всей семьёй.
– И – не разочаровался Никита после США?
– А чего вдруг ему разочаровываться (смеётся)? Тут бабушка, дед, родня – вкусно кормят, любят, внимания столько уделяют… Для меня очень важно, чтобы он проникся моим городом: погуляли с ним по улицам, которые были мне дороги, посетили 28-ю школу, в которой учился, монумент «Тыл – фронту»… Да, это не Майами – но сын должен знать, откуда родом его отец.
– А откуда родом его отец, Жень?.. Если пофилософствовать…
– Из Магнитогорска, в котором родился, вырос, получил профессию, состоялся в ней, прожил первые успехи. И я до сих пор остаюсь магнитогорцем, считаю и чувствую себя им и горжусь своим городом, командой «Металлург», за успехами которой слежу всегда. Виктор Рашников – человек с большой буквы, сам настоящий чемпион, потому что только вокруг чемпиона может собраться команда-победитель. Горжусь тем, что лично знаком с Виктором Филипповичем, мы тепло общаемся, поздравляем друг друга с праздниками, я хорошо знаю его семью, дочерей и внуков. И все знают, как он дорожит своей командой, любит её, вкладывает средства в развитие хоккея, в том числе детского. Ещё я родом от своих родителей, которым обязан всем хорошим, что есть во мне, потому что они многое в меня вложили воспитанием, разговорами о жизни, о том, как нужно относиться к слову, делу, о том, как сделать счастливой любимую женщину, наконец… Вот из всего этого я и родом. По-моему, неплохая основа.