Пока, во всяком случае. Это был безусловный аншлаг - на концерт Шуры в ночном клубе "Джага-Джага" продано более 700 билетов, а столики заказаны задолго до вечера.
Реклама обещала "самого эпатажного певца России" - и мы ждали настоящего фрика: в женских юбках, на платформе, в боа - словом, всего того, что так любит Шура. Но эпатажности в этом стильном, не очень эмоциональном и, казалось, немного уставшем человеке не было вовсе - он выступал в обычном сценическом костюме и даже без шоу-программы.
Его выход объявили как выступление звезды 90-х - и это немного дернуло: а вдруг обидится, ведь он вроде бы и сегодня творит?.. Но его лицо было совершенно спокойно и даже немного отчужденно - он пел как-то не для всех, а для себя. В начале - новые песни. Затем - по песне из репертуара группы "Мираж" и "А-студио". В заключение - хиты собственного производства. На самом громком "Ты не верь слезам" - прощание со зрителями, и он ушел со сцены так же внезапно, как и вышел. Мы даже не успели допить бокал вина - а уже нужно бежать на интервью, о котором договорились днем.
Навстречу нам вышел директор певца - беглым взглядом просмотрел вопросы, некоторые вычеркнул и особо отметил, что Шура терпеть не может вопросов о сексуальных меньшинствах, так что задавать их не нужно - мы и не собирались. Шура вышел из гримерки уже в стиле casual - разве что яркий платок, небрежно наброшенный через голову будто бы для сломанной руки - словом, мы постоянно искали, где же эпатаж. Но его не было. Певца подвели к стеночке, где он "сделал лицо" для фотосессии - и вот вокруг него стали меняться магнитогорцы, пожелавшие на память фото со звездой. Улыбка для объектива у Шуры немного странная: с полуприщуром, который делал его то ли более сексуальным, то ли похожим на "маленько пьяненького". Настала очередь беседы. Ответы певца четкие, динамичные и сжатые - буквально за десять минут мы задали все свои вопросы.
- Не коробит, что вас назвали сегодня звездой 90-х?
- Да нет - мы действительно начали в 90-е, и самое яркое пока - это именно те годы. Вот будет суперхит сейчас - стану просто звездой. А пока - звезда 90-х.
- Ярослав Евдокимов, "Король и шут", вы - настоящий феномен: уйдя с телевидения вообще, вы собираете стабильные аншлаги. Почему так резко пропали из эфиров? Ведь звучали из каждого утюга!
- Потому что за эфиры просят деньги.
- За эфиры не платите принципиально или денег просто нет?
- Это нереально большие деньги: раскрутка одной песни на одной радиостанции стоит 300 тысяч долларов. Вот сейчас снимаем новый клип, придется заплатить за его раскрутку - посмотрим, что будет дальше.
- Я заметила, что журналисты часто обращаются к вам за аналитикой современного шоу-бизнеса.
- Это верно - доверяют, наверное. И потом, я говорю то, что думаю, максимально честно.
- В одном из таких комментариев вы как-то сказали, что все ниши нашего шоу-бизнеса забиты - ни для кого не осталось места.
- Совершенно верно, так оно и есть. Некоторое время была свободна ниша, которую раньше занимала певица Марина Журавлева - помните такую? - напевает: - "Алые гвоздики на снегу-у… Разлюбить тебя я не смогу-у…" Сегодня ее нишу успешно заняла Максим - все, больше мест нет.
- То есть вы хотите сказать, что, пока кто-то не сойдет с дистанции, ничего нового не будет?
- Да. А что еще можно придумать? Все давно создано, и мы сегодня - повторяем повторы. Вы не заметили, что раньше на экране "светилась" куча певцов и певиц-однодневок, а теперь новички исчезли - так, иногда что-то мелькнет типа электронного проекта - и все. Потому что, даже умея неплохо петь, они не нашли своего места. Зачем зрителю ходить на того, кто напоминает Софию Ротару, если есть она сама? И раскрутка не приносит результатов. Так что вы правы: пока кто-то из ветеранов не сойдет с дистанции, новичок не придет - у него не получится.
- Вы чью нишу когда-то заняли?
- Надеюсь, свою собственную.
- А мне кажется, что-то есть в вас от Вертинского…
- (Улыбается.) Все так говорят, и мне это безумно приятно. Я спел очень удачно на проекте "Ты - суперстар" его песню "В бананово-лимонном Сингапуре". Это практически моя песня.
- А песни из "Миража" и "А-студио" - это демонстрация вашего вкуса?
- Да, эти песни мне нравятся. Это мой подарок этим группам.
- Может, денег с них взять - за дополнительную раскрутку?
- Х-ха… А они их с меня просят.
- Сегодня в вас эпатажности не больше, чем у меня и любого другого. Прошедший этап или что-то задумали?
- Скоро все вернется - меня мой директор вернул к эпатажу, вот сережку опять сегодня повесили (демонстрирует сережку с большим бриллиантом в правом ухе). Возвращаемся к яркому образу, который у меня был. Не знаю, смогу ли в нем удержаться, но буду пробовать.
- Вы сами хотите или это мысль директора?
- Очень хочу, мне это близко, я соскучился… Но пока мы не готовы - пока репетируем.
- Обычно эпатажный стиль одежды говорит либо о том, что его обладатель богат и носит "от кутюр", либо, наоборот, - что он нищ. С чего начиналась ваша эпатажность?
- От полного отсутствия денег, разумеется. Тряпку надеваешь какую-то, и хочется из нее сделать хоть что-то приличное. Крутишь-вертишь, вот и получается что-то непонятное, яркое.
- Другая сторона медали: эпатаж - это у вас от уверенности в себе или наоборот?
- Я уверен в себе на сто процентов и всегда был таким. И вся теория о том, что эпатаж - это от преодоления комплексов, ко мне никак не относится. Честное слово.
- Наверное, поэтому пришли петь в ресторане в 13 лет? А как руководство могло эксплуатировать детский труд? Это ж вне закона!
- Так это был ресторан моей бабушки, она делала что хотела. Она у меня была настоящий предприниматель, и, если бы в то время можно было вести такую деятельность открыто, она стала бы олигархом.
- Подождите… Припоминаю, как кто-то рассказывал о том, что именно бабушка дала старт карьере, продав что-то и дав внуку денег на поездку в Москву. Это были вы?
- Да, бабушка продала роскошную лисью шубу и дала мне 300 долларов, что в те времена было весомой суммой.
- Еще одна история из рабочего детства: в ресторане вас увидела учительница, но не выдала. Вы оценили ее поступок?
- (Смеется.) Да какой поступок - она там бухала каждый день, так что скрывать сей факт было в ее интересах. Как это так: учитель - и пьет, да еще в ресторане! Опять же, откуда у простого учителя деньги на ежедневный гудеж?
- В начале своей карьеры вы собирали все подаренные на концертах цветы и везли их домой, где делали с мамой живые картины…
- Вот за мной лежат букеты, и их ждет та же судьба, это такой ритуал. Во-первых, я фито-дизайнер по образованию, и мне жалко, когда цветы просто так пропадают. Во-вторых, это честнее по отношению к тем, кто их подарил. Как обычно поступают певцы: отдают букеты организаторам, работникам гостиниц и так далее. А то и просто выбрасывают. Мои поклонники могут быть уверены в том, что их подарок мне важен и он останется со мной.
- Продолжим разговор о деньгах. Без них можно ли сегодня попасть в большой шоу-бизнес?
- Нет. Это невозможно.
- А Дима Билан, а Петр Налич, "Ума2рман"?.. Приезжает талант в столицу, показывается продюсеру, и он делает из него звезду…
- Да фигня это все! Раньше так было, а сейчас - нет. Без богатого папы или мужа ничего не сделаешь. И даже личные связи не помогают.
- А как же легендарная постель?
- Господи, да о чем вы! В лучшем случае поимеют - и выкинут. Есть еще один шанс - разные фабрики звезд… Но там другое - это проект напоказ.
- Антагонист "Фабрики звезд" на Первом - проект НТВ "Ты - суперстар", в котором вы приняли участие. Зачем это было нужно? Разве приятно, что ваш профессионализм оценивала молодежь?
- Это не я туда пришел, меня пригласили. Согласитесь - большая разница. Конечно, меня коробило, чего скрывать… Но это бесплатный эфир. Я воспользовался такой возможностью. И не жалею.
- По мнению группы "Машина времени", ничего великого после Земфиры в роке создано не было. В попсе тоже нет ничего стоящего?
- Тоже ничего.
- А как же вы?
- (Улыбается.) Да, я великий.
- Вы сочетаете в себе странное одновременное обожание реалистичного Рязанова и фантастики.
- Да. Рязанов даже хотел снять меня в своем фильме - но не дали бюджет. Я написал саунд-трек к этому фильму - тоже не дали бюджет… В общем, история с Эльдаром Александровичем замялась.
- Ну, и фантастика: только ленивый не высказал своего отношения к "Дозорам" Бекмамбетова и "Обитаемым островам" Федора Бондарчука.
- "Дозоры" я не принял, честно говоря, а вот "Острова" люблю. Братья Стругацкие мне очень нравятся, а Федор снял достойное воплощение их романа, и это оценили даже сами авторы.
- Вы все знаете и понимаете о современном шоу-бизнесе. Это не вгоняет в депрессию?
- У меня была тяжелая депрессия в связи с наркотиками - это страшно. Но, слава богу, кажется, это в прошлом. А депрессировать по поводу шоу-бизнеса - да зачем? Занял свою нишу, держись, и все будет хорошо.
- Знаю, что вы не любите вопросы про зубы…
- Почему не люблю - вот моя гордость, новые верхние зубы, скоро буду нижние делать.
- Мой вопрос не об этом. Вам все пророчили потерю имиджа, если вы вставите себе зубы, а вы утверждали, что сумеете сохранить себя даже без такого яркого штриха, как отсутствие передних зубов. Сумели?
- Думаю, да - во всяком случае, собираю полные залы.
- И последнее. На вашем официальном сайте написано: "В меру дерзок, в меру любезен, в меру привирает". Сегодня вы мне тоже привирали?
- (Смеется.) Нет, сегодня я так устал, что говорил только правду.