ЭТОТ КИНОФЕСТИВАЛЬ юбилейный, тридцатый по счету. Поэтому программа была более чем насыщенной: тут и просмотр конкурсных фильмов, уровень которых, как отметили специалисты, неимоверно высок, и ретроспектива фильмов-победителей кинофестивалей прошлых лет.
Среди неофициальных мероприятий наиболее привлекательным показались Герасимовские пельмени: когда все звезды киностудии имени Горького во внутреннем дворе устраивают посиделки – лепят и варят пельмени, делают шашлык и барбекю, пьют вино и рассказывают друг другу разные истории. Как вы понимаете, традиция эта была начата великим режиссером Герасимовым.
Десять дней пролетели незаметно – в просмотрах и спорах, оценках и построении перспектив. Статистика: только за шесть дней несколько кинотеатров, в которых проходили кинопоказы, посетили более ста тысяч человек. Было организовано рекордное количество кинопоказов – 500, около 300 фильмов из 45 стран мира.
Никита Михалков, являясь ярым поклонником кино серьезного и в большинстве своем «неамериканского», на свой фестиваль в качестве почетных гостей обычно приглашает звезд европейских. Некоторые из них, возможно, не так известны широкой публике, зато профессионалами их имена произносятся с придыханием. В этот раз такими гостями кинофестиваля стали исполнительница главной роли в фильме «Фантомас» Милен Демонжо и великолепная Изабель Юппер. Но обо всем по порядку.
С красной дорожкой нам не повезло. Досталось не самое удачное место для фотосъемок. Поэтому Евгению Рухмалеву приходилось бегать по красному пятачку для прессы в поисках удачного ракурса. Одно радовало: прямо возле нас среди зрителей стояла потешная бабуля с золотыми кольцами на руках. Ей далеко за 70, но она так молодо-залихватски свистит, сунув в рот четыре пальца! От души позабавлялись над тем, как бабуля таким образом привлекала звезд для заветного автографа.
Звезды шли чинно, привычным движением принимали позу перед камерами и, не меняя выражения лиц, следовали дальше. С российскими актерами понятно – они сами стремились позировать. А вот иностранных специально обученные девушки подводили к прессе. Многих звезд тут же отвлекали на себя ведущие Первого канала Борис Берман и Ильдар Жандарев – они прямо тут набирали материал для своей программы: Маша Миронова, чета Певцов и Дроздова (она вышла в большой свет впервые после рождения сына), Ольга Будина и Екатерина Редникова… Наверное, остальным было обидно – их мнение мэтров телевидения не интересовало.
В самый разгар церемонии шествия звезд пошел дождь – настоящий ливень. За несколько секунд я буквально вымокла насквозь, тушь предательски потекла по лицу – пришлось бежать спасать репутацию под ближайший деревянный навес. Под струи ливня попал Николай Басков, торжественно шедший под руку с актрисой Олесей Судзиловской. Торжественность, разумеется, исчезла, пара побежала – в общем, дождь положил конец звездному шествию. Однако прессу с пятачка не выпускали – охранник объясняет, что приказа не было. Более знающие репортеры объясняют: какая-то звезда еще не приехала – попросили подождать.
Наконец нас впускают внутрь. Под навесом от дождя прячутся все: пожалуй, только в такой атмосфере можно попросить зажечь тебе сигарету и актера, и олигарха, и даже его жену – как-то, оказывается, объединяет дождь и бесплатные алкогольные коктейли, льющиеся рекой – кстати, не очень вкусные, но очень крепкие. Скромненько стоит в смешном зеленом болоньевом плащике от дождя режиссер Алла Сурикова – милая и трогательная, и улыбается тепло.
Заходим в зал, почти все уже сидят. Так интересно наблюдать за звездами со стороны, когда они этого не видят: кто с кем садится, разговаривает… Церемонию все не начинают, а в зале «Пушкинского» уже становится нестерпимо душно. Но воду в баре не продают: организаторы прекратили продажу – чтобы по залу с бутылками не ходили, а то, мол, неприлично как-то, неэстетично. Неприятно, но одно успокаивает: звездам тоже не продают – ни в какую. Бутылка воды оказалась только у Николая Баскова – то ли купил раньше, то ли с собой принес. На нее жадно поглядывали многие – в конце концов, он проиграл ее в каком-то споре адвокату и с недавнего времени телезвезде Павлу Астахову – он потом не раз демонстрировал ее журналистам.
Начало задерживается на полчаса, на сорок минут… Нам потом объяснили: Изабель Юппер ждем. Из-за дождя самолет вылетел из Парижа на два с лишним часа позже намеченного времени, теперь не то что на красную дорожку – на сам фестиваль бы успеть. Рядом со мной ворчат два немолодых мужчины: мол, привыкли одно место Западу лизать – кто она такая, чтобы ее весь зал ждал? Вскоре, к счастью, все начинается. И тут – большая претензия к организаторам фестиваля. Прессу усадили на боковые балконы. В центре зала снимает только Первый канал – так всегда. Ракурс очень неудобен, а главное: никто даже не думает работать на камеру – совершенно! Неужели Никите Сергеевичу настолько не важно, как будет подано его детище в прессе? Этот вопрос давно бы пора было решить.
К счастью, до выхода на сцену Никита Сергеевич сидит прямо напротив нас. Видно, что он перенервничал – еще и аудиопереводчик не работает, и он нервно вручил одни из наушников помощникам: мол, разберитесь. То, что они барахлят, действительно принесло массу неудобств: к примеру, молоденькая режиссер из Франции, получившая специальный приз жюри, так и сказала на сцене: «Я не говорю по-русски, поэтому плохо понимаю, что здесь происходит, но я очень всем благодарна». Кстати говоря, многие из остальных по-русски говорили, и весьма неплохо – даже сама Изабель Юппер. Через несколько минут Михалков успокоился, расслабился и даже начал кричать: «Браво!» на выступление каждого участника.
Как обычно, на сцену вынесли шесть статуэток и поставили на помост шесть симпатичных моделей в сарафанах с эмблемой водки. Нет, я понимаю – нынче у нас рынок, поиск спонсоров, но уж не до такой же степени, чтобы на флаге самого, пожалуй, престижного кинодейства в стране носить его товарный знак! Да еще и крепкого спиртного напитка, между тем как даже реклама пива, как мы знаем, запрещена до 22 часов. Но это так – брюзжание промокшей журналистки.
Много фильмов на этом фестивале было посвящено международным отношениям – к примеру, фильм «Лимонное дерево» живописал отношения израильтян и палестинцев, и израильтяне в нем представлены непривычно – они показаны завоевателями чужой территории. Может быть, поэтому, вручая награду «За лучший фильм» иранской актрисе, председатель жюри актриса Лив Ульман во всеуслышание заявила:
– Запомните этот момент: друг другу улыбаются две женщины, представляющие диаметрально противоположные менталитеты: женщина с покрытой головой и женщина с прической. Я хочу, чтобы весь наш мир был таким.
Еще Лив Ульман поразила своей профессиональной мягкостью, корректностью в профессии: состоявшаяся, всеми признанная и не раз награжденная, она спокойно говорит со сцены, что молодые кинематографисты-конкурсанты учат ее с экранов, как нужно жить, и кто мы такие в этом мире. Услышать это от мастера было более чем удивительно – в положительном смысле.
Итак, конкурсная программа и ее победители: в программе «Перспектива» статуэтку получил мексиканский режиссер Рене У. Вилларес за свой фильм «Кумбия нас связала». Ему 51 год, это его первый фильм и, разумеется, первая награда. А за победу в этой номинации режиссеры получают вместе со статуэткой десять тысяч метров кинопленки «Кодак» – говорят, роскошный подарок для профессионала.
Лучшей исполнительницей женской роли стала Маргарита Буй, сыгравшая в фильме «Дни и облака» совместного производства Италии и Швейцарии. Приз за лучшую мужскую роль присужден американскому актеру Ричарду Дженкинсу за работу в картине «Посетитель». Специальным призом жюри отметило уже упомянутого нами французского режиссера Марион Лейн за фильм «Простая душа». Второй по значимости приз – «За лучшую режиссуру» – получил болгарский режиссер Явор Гырдев за картину «Дзифт». А победителем фестиваля стал художественный фильм иранского режиссера Сейеда Реза Мир-Карими «Проще простого».
И, наконец, святое: приз «За вклад в профессию» имени великого русского режиссера Константина Станиславского «Я верю!» из рук актрисы Виктории Толстогановой получила гостья кинофестиваля Изабель Юппер.
– Это высокая честь для меня, – сказала актриса. – Я весьма почитаю Станиславского. Русское кино дало мне понимание того, что я хочу быть актрисой. Когда я была маленькой, увидела ваш фильм «Летят журавли». И когда Татьяна Самойлова одновременно плакала и смеялась, у меня мурашки по коже бежали. И я думала: только ради этого стоит стать актрисой.
Разумеется, эти слова сопровождали бурные аплодисменты, а нам было очень обидно: почему Татьяны Самойловой нет в зале, хотя в прошлом году она была приглашена? Пожилой и очень одинокой женщине эти слова очень согрели бы душу.
Казалось бы, все – призы розданы. Но ведь артисты – самые обычные люди, которым свойственны самые простые увлечения – даже Никите Михалкову. В том числе футбол: специальный приз – символическая кинохлопушка с автографами звезд российского кино тренеру футбольной сборной страны Гусу Хиддинку. Озвучили приз торжественно: «За лучшую режиссуру Евро-2008».
После церемонии закрытия фестиваля состоялся показ фильма великого югославского режиссера и по совместительству близкого друга Никиты Михалкова Эмира Кустурицы – почетного гостя прошлогоднего кинофестиваля. Фильм этот о великом футболисте Марадоне (актуальная тема!), он буквально только что сошел с кинематографического конвейера: «Его еще не видели даже те, кто купил этот фильм для проката!» – сказал, улыбаясь, Никита Михалков.