В картине рассказывается о заурядной жизни неудавшегося художника, который вместо того, чтобы рисовать полотна, придумывает монстров для компьютерных игр…
Рустам родом из Магнитогорска. Сын известного в городе поэта - ныне покойного - Юрия Ильясова и преподавателя по изобразительному искусству в школе № 65 Розы Миргоязовны, он почти десять лет назад уехал покорять столицу. И вот они, первые ощутимые результаты - статуэтка "Серебряный Георгий". Мы не могли не поздравить земляка хотя бы по телефону.
- Рустам, искренние поздравления. Не каждый день магнитогорцы добиваются таких серьезных побед. А чем отличается главный приз фестиваля "Золотой Георгий" от уже твоего "Серебряного"?
- "Золотой Георгий" - это главная награда. И дается она за полный метр. Все остальные - серебряные, и награждают ими в номинациях "Лучший режиссер", "Лучшая актриса" или "Лучший короткометражный фильм". Это не значит, что мой фильм идет вторым или третьим - его признали лучшим, но именно как короткометражный.
- Глупо, наверное, спрашивать, но почему Москва?
- В столицу переехали вместе с Дарьей Гаузер, когда были в поисках самих себя. Сейчас Дарья - известный дизайнер. Фотографии моделей марки Dasha Gauser публикуют на своих страницах такие журналы, как Vogue, L`Officiel, Glamour. (В 2009 году Дарья представляла свою коллекцию "Александр" на десятом фестивале моды и музыки "Половодье". - Прим. авт.). Мне было двадцать восемь лет, когда решил поступить во ВГИК в мастерскую народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии России Игоря Федоровича Масленникова. У него был принцип: набирать в группу более-менее состоявшихся людей, у которых есть жизненный опыт. Он по себе судил: в юности окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета, долго работал на телевидении и только в тридцать четыре года поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии "Ленфильм". Именно по этому принципу он и набирал к себе на курс.
- До того, как поступил во ВГИК, чем в Москве занимался?
- Работал дизайнером, художником. Все-таки я окончил художественно-графический факультет МаГУ. В Москве же нужно было как-то выживать, платить за квартиру. А для этого нужно довольно-таки серьезно зарабатывать. Впрочем, и потом, когда поступил во ВГИК, все равно продолжал подрабатывать.
- Слава дизайнера и художника, получается, тебя не прельщала?
- Наверное, не смогу ответить, почему захотел стать режиссером. Вообще не было никаких особо глобальных замыслов. Хочется просто показывать какие-то жизненные истории.
- Можно "Замок эльфов" назвать фильмом о себе?
- И о себе в том числе. Но все-таки это не документальное кино о Рустаме Ильясове. Что-то и где-то со мной происходило, что нашло отражение в фильме. Есть даже несколько персонажей, очень похожих на моих знакомых. Но говорить, что это калька, документальное изображение - нельзя.
- Как твой фильм попал на такой престижный форум?
- Дело в том, что Московский кинофестиваль позиционирует себя как фестиваль категории А, где проходят только премьеры: и мировые, и российские. До этого я участвовал во вгиковском фестивале учебных, курсовых и дипломных фильмов. И на нем "Замок эльфов" не отметили. Конечно, расстроился. К счастью, на этом вгиковском конкурсе были отборщики ММКФ, которые заметили мою работу. Все оказалось не так уж для меня и плохо.
- То есть на Московский кинофестиваль не так уж сложно попасть?
- Ошибаешься. Туда сложно попасть. За звание лучшего в коротком метре боролись семь работ со всего мира, в том числе три российские картины. Один из претендентов - Дарья Белова до этого получила в Каннах спецприз за свою короткометражку. Так что все работы были серьезные.
- О "Замке эльфов" в Интернете нет никакой информации, кроме кратенькой аннотации…
- Как уже говорилось, Московский фестиваль наряду с Венецианским и Каннским позиционируют себя как фестивали премьерного кино - за редким исключением. Так какой смысл показывать то, что до этого уже кто-то видел? Должна быть какая-то уникальность в представленном материале.
- Не думал в родном городе устроить премьеру фильма?
- Почему бы и нет. Но это короткометражная лента, и я даже не могу предположить: будет ли это интересно магнитогорским зрителям.
- Это твой первый опыт?
- Смотри, как это делается. Во ВГИКе студент снимает три фильма - учебное кино, курсовая работа и дипломный фильм, с которым и защищается. "Замок эльфов" - это курсовая работа. То есть это второй фильм. С дипломной работой возникли финансовые сложности, и я не смог вовремя уложиться. В итоге защищался курсовой картиной.
- За какое время сняли "Замок эльфов"?
- Работали полгода. Правда, выделенный бюджет на фильм закончился уже через полтора месяца. Пришлось как-то изворачиваться, искать финансы. Проблема в том, что некоторых актеров не отправишь к месту съемок в метро, нужно обязательно, чтобы кто-то его довез. "Замок эльфов" по большей части снимался в том месте, где я некогда работал. Фирма эта давно прекратила свое существование, и я боялся, что интерьер поменялся. К счастью, не пришлось выдумывать какие-то декорации - все осталось прежним. А потом был довольно сложный период монтажа. Ведь главное не только отснять - "собрать" историю. После этого история должна правильно смонтироваться. Затем идет процесс озвучивания, и только потом фильм "красится" - цветокорректируется. Например, главного героя, задающего вопрос, снимают в мае, а девушку ему отвечающую - уже в сентябре. И этот диалог нужно свести в одну картинку так, чтобы зритель ничего не заметил. Была одна сцена на улице, которую снимали в апреле - уже вылезли цветочки, которые нам пришлось аккуратненько рвать, чтобы они случайно не попали в кадр. Вот из-за таких моментов съемки получились чуть дольше, чем планировалось.
- Слышал, что короткометражное кино вообще снимается дольше полнометражного…
- Тут дело немного в другом. В полнометражной картине есть большие операторская и продюсерская группы, которые ищут нужные тебе объекты, договариваются с людьми, контролируют монтаж. Это действительно большое кино. А в коротком метре приходится буквально за все платить. Чаще всего из собственного кармана. Был случай, когда пришлось платить милиционерам за использование в кадре машины с милицейскими номерами. Оказывается, мы - по их мнению - нарушали закон. Пришлось платить. Из-за такого вот пустяка потеряли тогда треть ночи: летом рассветает очень быстро… Все делаешь сам: ведешь переговоры, достаешь реквизит... Потому короткометражное кино снимается намного дольше, чем хотелось бы.
- И последний вопрос: творческие планы на будущее?
- Будем надеяться, что найдутся средства, актеры, хороший сценарий, и я сниму полнометражную картину.