Автор назвал ее "Пасхальные торжества Урала". В "живописных" университетах он не обучался, однако профессионалы относятся к нему как к равному, считая, что звание художника в широком понимании этого слова он заслужил творческим пылом, неуемной энергией, исступленной работоспособностью, неиссякаемой жаждой постижения нового - будь то новая для него живописная техника или тематика.
Работает Михаил Сидорович в технике живописи, графики. В последние семь лет постигал тонкости пуантели - особый вид рисунка, состоящий из точек. Однако вершин мастерства достиг, занимаясь резьбой по дереву - профессионалы снимают перед ним шляпу. По пластичности "деревянные" картины Середкина сравнимы разве что с керамикой. Режет картину - как из глины лепит.
С творчеством художника и уральцы, и россияне знакомы по областным, всесоюзным и всероссийским выставкам. Без его работ не обходится ни одна городская экспозиция. В Магнитке он признанный мэтр среди самодеятельных и профессиональных художников.
На нынешнюю выставку мастер представил 84 работы: тонированная резьба до дереву, пуантель, живописные этюды, чеканка, роспись по дереву и камню. Художественные творения создавал на протяжении десятков лет. Разножанровые работы объединены религиозной тематикой. На холстах, ватмане, камнях, дереве, меди воплощены очертания храмов, лики святых, архитектурные пейзажи. Выставка, приуроченная к пасхальным празднествам, ознаменовала 40-летие творческой деятельности Михаила Середкина. Гостям мастер признался: готовя нынешнюю экспозицию, случайно вспомнил, что первые работы выставил в апреле 1971 года.
Благословением творческого мероприятия стали слова священника храма Архангела Михаила отца Алексея: "Работы Михаила Сидоровича отражают его духовность. Они яркие, красочные, радостные, жизнеутверждающие. Созерцая творчество художника, разделите с нами великую радость пасхальных торжеств". Главный художник Магнитогорска Александр Мельников отметил харизматичность работ и большой прогресс художника в освоении новой техники. Профессор кафедры живописи МаГУ, член Союза художников России Борис Гагарин поразмышлял о профессионализме и любительстве. Имея высшее профессиональное образование, большая часть так никогда и не становится художниками. Михаил Сидорович - художник в душе.
- Поражаюсь его работам прикладного характера, ценю резьбу по дереву - это великолепные произведения искусства, вырезанные рукой мастера… Семь лет назад случилась у него беда со зрением, однако художества он не оставил - стал писать православные храмы Урала: на основе работ выпустил и книгу, и серию открыток, - заключил Борис Григорьевич.
Сам художник, обращаясь к гостям выставки, заметил, что его всегда восхищали творения русских зодчих, купола храмов, звон колоколов.
Архитектурные пейзажи - находка для краеведов, по графике Середкина можно изучать изменения в облике храмов, соборов, церквей. Меняются не только очертания, но и названия святых строений, и работы художника чуть ли не единственные свидетельства первозданного вида религиозных строений.
- Михаил Сидорович не делает эскизов, а сразу приступает к чистовой работе, - говоря о манере письма Середкина, поясняет сотрудник картинной галереи Анастасия Смяткина. - Точку в работе не ставит, постоянно возвращается, совершенствуя образ.
- Где только не выставлялся, - откровенничает виновник торжества, - во время морских путешествий по Волге, Каме, Золотому Кольцу устраивал походные экспозиции на теплоходах. Даже на фестивалях стараешься не бездельничать... Архитектурные пейзажи - работа особая: хочется отразить настроение души. Во Владимире запомнился момент: после дождя над храмом вились стаи ласточек. Этот образ я хранил в душе и только через четыре года воплотил в тарели.
Михаил Сидорович показывает блюдо с изображением Владимирского храма. На переднем плане в стремительном пике разрезают воздух черно-белые птицы. Границы изображения размыты: скульптурная миниатюрная ласточка примостилась на краю тарели.
- Где бы ни работал - везде вижу знак божьей благодати, - говорит художник. - Три дня пишу храм в Санарке, на четвертый на голубом небе вдруг появляется яркая радуга, хотя ни капли дождя не упало. Настоятель храма заснял на фото это чудное явление.
Творческие поездки художника по Северу и Центральной России вылились в серию архитектурных пейзажей. Он исходил, изъездил с этюдником полстраны и, несмотря на болезнь, не смог не откликнуться на предложение музея создать серию рисунков, посвященных храмам Урала. Это не просто точные копии архитектурных сооружений. Мастер запечатлел духовные центры, стараясь передать душу каждого святого строения. Серия архитектурных пейзажей, резьба, чеканка отражают богатство храмовой культуры не только Урала, но и страны: Макарьевский монастырь, Псковский кремль, Петропавловская крепость, храм Спаса на Крови, Исаакиевский собор, храм Серафима Саровского в урочище Ганина Яма, соборы, церкви Углича, Суздаля, кремль Новгорода и Казани, Троице-Сергиева лавра.
К святым строениям родного Урала Михаил Середкин обращался в разное время, дав историкам-краеведам возможность изучать их первозданные очертания. Это Свято-Никольский собор в Верхнеуральске, Екатерининская часовня в Екатеринбурге, храмы Владимирской иконы Божьей Матери в Агаповке, Вознесения Господня в Магнитогорске, храм Иконы Божьей Матери Скоропослушания в поселке Верхняя Санарка, Михайло-Архангельская и Дмитриевская церкви. Купола, запечатленные мастером в пуантели, резьбе по дереву, чеканке стали визитными карточками Троицка, Оренбурга, Екатеринбурга. Работы художника хранятся в Московской, Екатеринбургской, Челябинской епархиях, монастырях и храмах региона.
Серию храмовых работ вернее было бы назвать "По Руси". Максим Горький живописал людские характеры, художник Михаил Середкин оставил для потомков историю духовного возрождения страны, края, родного города.