В детских технопарках «Кванториум» и центрах цифрового образования «IT-куб» погружение в мир технического творчества не ограничивается учебными классами и лабораториями. Многое из того, что найдет отражение в детских проектах, юные инженеры, программисты и робототехники узнают на производственных экскурсиях от ведущих специалистов предприятий.
Благодаря такому общению дети учатся мыслить широко и креативно, не забывая о «пользе для общества» и «производственной необходимости». Так рождаются проекты, которые после небольших доработок с экспертами, могут использоваться реальными предприятиями.
Видеть, что твои идеи востребованы, а изобретения имеют практическую ценность – стимул продолжать изучать технологии, писать программные коды для умных устройств и мечтать изобрести что-то, что сделает мир легче и лучше, а там и до выбора профессии недалеко. Тем более, что Региональный центр работает в тесной связке с предприятиями, которые заинтересованы в ранней профориентации детей и прицельной подготовке будущих кадров.
Одна из форм такого взаимодействия – производственные экскурсии. Только за полувыходной январь, часть которого у россиян пришлась на традиционные каникулы, воспитанники Регионального центра успели побывать на «Ростсельмаше», «Заводе СпецАгрегат», «Курсире» и на городском курорте «Притяжение».
Например, команда юных агрономов из челябинского «Кванториума» участвует в образовательных STEAM-соревнованиях по робототехнике «Лига». Тема сезона этого года – «Богатый урожай». Им предстоит создать инновационный проект, связанный с растениеводством, и предложить идеи по улучшению процессов сбора, транспортировки и хранения урожая в своем регионе. Чтобы узнать, какие промышленные механизмы нуждаются в доработке, а производственные участки в усовершенствовании, юные исследователи отправились на завод по производству сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш».
«Команда «АгроМеханизмы» работает над созданием модели, которая иллюстрирует ключевые этапы сбора урожая. Всех секретов раскрывать не могу, но скажу, что они интегрируют различные элементы в единый механизм, демонстрирующий работу агропромышленного цикла», – рассказывает Алина Закирова, педагог-организатор детского технопарка «Кванториум» г. Челябинска.
Школьники получили возможность увидеть, как работают настоящие комбайны для уборки зерновых культур, узнать, какие функции выполняет специальная техника, какие технологии применяются в сельском хозяйстве.
«Дети были в восторге. Они с большим интересом беседовали со специалистами, задавали вопросы, пытались как можно больше узнать о работе, стоящей за нашим богатым урожаем, – делится Ксения Исламова, педагог детского технопарка «Кванториум» г. Челябинска. – Такие встречи показывают практическую ценность труда специалистов этой сферы, вдохновляют на изучение сельскохозяйственных технологий и помогают определиться с будущей профессией».
Пока команда «АгроМеханизмы» собирает материалы для своих будущих изобретений и готовится к STEAM-соревнованиям, юные программисты из челябинского «Кванториума» работают над проектом для профориентационного конкурса «Инженерные кадры России». Для участия школьники выбрали категорию «ИКаР-ТЕХНО-КОД». Чтобы побороться за звание сильнейших, необходимо создать технический продукт и его программный код. Это может быть портативный компьютер, устройство для подсчета разнокалиберных деталей, готовые приложения, сайты, программы для управления устройствами. В рамках подготовки проекта, кванторианцев пригласили на «Завод СпецАгрегат», где познакомили с продукцией и основными этапами производства.
Еще одна команда челябинского «Кванториума», участник конкурса «Инженерные кадры России», но в другой категории – «ИКаР-БАС», побывала на экскурсии в компании «Курсир», которая специализируется на дронах для проведения летных проверок систем посадки и навигации. Ребята пообщались со специалистами, увидели работу коптеров и провели тестовые испытания своего проекта.
«Готовясь к инженерным соревнованиям, дети общаются с наставниками из числа специалистов промышленных предприятий, которые курируют их работу, встречаются с инженерами и технологами, обсуждают новые идеи, а потом воплощают их в своих проектах. Погружение в практическую деятельность значительно расширяет кругозор и формирует представление о возможных будущих профессиях. Участие в экскурсиях пополняет копилку знаний и становится важным этапом личностного развития. Это помогает каждому ребенку увидеть, как увлечение техническим творчеством может трансформироваться в успешный карьерный путь», – комментирует Владислав Халамов, директор Регионального центра технического творчества.
Для одних производственные экскурсии – способ лучше подготовиться к соревнованиям, для других – возможность расширить кругозор и сделать шаг к осознанному выбору будущей профессии.
Так, педагоги «IT-куба» г. Магнитогорска организовали экскурсию для своих воспитанников в городской курорт «Притяжение». Школьники отправились в гости в Кадровый центр ММК и интерактивный образовательный центр «Юный металлург», где узнали об истории комбината, продукции и профессиях, востребованных металлургической отраслью. Благодаря виртуальной экскурсии, попробовали себя в роли металлурга, машиниста крана и водолаза, познакомились с новыми профессиями и получили рекомендации по выбору подходящей специальности.