Октябрьское заседание городского Собрания началось с того, что депутаты наконец-то сомкнули ряды. Знамением этого стал председатель городской избирательной комиссии Юрий Миронов. Его краткое выступление подвело черту под довыборами в местный парламент. Победившие 8 октября Виталий Бахметьев и Андрей Старков получили от председателя избиркома депутатские удостоверения и официально влились в депутатскую семью.
– Я доволен тем, как городское Собрание участвует в решении насущных проблем, – пользуясь случаем, сделал реверанс присутствующим глава города Евгений Карпов. – Хочется отметить работу в округах депутатов Тахаутдинова, Маструева, Сеничева, Евстигнеева и многих других. У тех, кто реально работает, на «подшефной» территории полный порядок.
Сразу после этого глава перешел к пожеланиям:
– Но я бы посоветовал некоторым «товарищам», – и тут Евгений Карпов сделал многозначительную паузу, – не ловить блох по подвалам. Не депутатское это дело – сообщать главе, где у нас блохи водятся. Знаю я эти адреса… Не дело бросать градоначальнику на стол по четыреста заявлений от имени народа. Представьте, что будет, если каждый из вас принесет по четыреста таких бумажек. Это не работа… Давайте выбирать приоритетные направления, которые помогут сделать наш город таким, каким мы его заслуживаем.
Так чего именно заслуживают магнитогорцы? И что год грядущий нам готовит? Об этом рассказал депутатам и. о. заместителя главы города Владимир Ушаков, сделавший доклад о прогнозе социально-экономического развития. Из двух вариантов, умеренно-оптимистического и базового инерционного, управление экономики выбрало последний. Не потому, что в нем собрались пессимисты, просто решено ориентироваться на показатели текущего года. Но и такой умеренно-оптимистичный вариант обещает нам рост промышленного производства и главное – реальный, на 11 процентов, рост доходов. Жаль только, что город продолжит богатеть, становясь при этом меньше по численности. Хотя рождаемость неуклонно растет, смертность столь же стабильно снижается, но умерших по-прежнему больше, чем родившихся. Убавляет количество населения и миграция. В 2007 году нас станет еще меньше на две с половиной тысячи. Таким образом, в городе будут проживать около 409 тысяч человек.
Бенефис Владимира Ушакова продолжился в ходе выступления о бюджете следующего года. Спору нет, о четырех с лишним миллиардах, которые Магнитогорск получит и потратит, в двух словах не расскажешь. Но докладчик увлеченно «сыпал» цифрами более двадцати минут, отчего вконец «сломал» регламент. Аудитория терпеливо внимала информации о том, куда пойдут миллиарды, миллионы и тысячи. На
20-й минуте, когда денежки «летели» в карман физкультурников, председатель городского Собрания Александр Морозов не выдержал:
– Владимир Алексеевич, не говорите так подробно – мы все видим на мониторах…
– Хорошо, – покорно согласился докладчик и продолжил «гнуть свою линию».
Прошла минута, и спикер вмешался снова:
– Владимир Алексеевич, мы прекрасно видим, что в 2006 году сорок шесть с половиной…
– А в 2007 году – 80, что на 33,4 миллиона больше, чем в прошлом году, – с гордостью заметил Владимир Ушаков.
Через полминуты «на управлении благоустройства» Александр Морозов пошел ва-банк:
– Владимир Алексеевич, о том, как обстоят дела в управлении благоустройства, нам сегодня расскажет Грищенко…
– Но это уже последнее управление…
– Последнее? – словно не веря, переспросил спикер. – Ну, давайте…
Управление, как и обещал докладчик, действительно оказалось «последним».
– Бюджет 2007 года будет бездефицитным, с ярко выраженным социальным характером, – сделал долгожданный вывод Владимир Ушаков.
– Спасибо вам, Владимир Алексеевич, за обстоятельный и емкий доклад. Очень хорошо подготовились, – сделав ударение на первом слове, с облегчением вымолвил Александр Морозов.
Социальная ориентированность бюджета нашла отражение в решении депутатов ввести социальное пособие для малообеспеченных пенсионеров. На триста рублей в месяц с нового года могут рассчитывать те, у кого пенсия ниже прожиточного минимума. В области ее размер составляет 2181 рубль, до которого «недотягивают» 4198 человек.
– Не имею ничего против предлагаемого решения, но не слишком ли мы себя стегаем? – заметил депутат Михаил Сафронов. – Смотрите, что написано в преамбуле: «Последние десятилетия отмечены резким снижением уровня доходов и качества жизни граждан». Что значит резкое снижение и о каких последних десятилетиях идет речь?
– За десятилетия сложно сделать анализ, – ответил депутату председатель городского совета ветеранов Анатолий Слонин. – Но мы сделали анализ за четыре года и выяснили, что в число малоимущих попадают не только те, кто плохо работал или работать не хотел. Среди них немало жен военных, которые рожали много детей, вслед за мужьями разъезжали по стране и поэтому мало работали. Я очень удивился, когда узнал, что есть такие пенсии – 1100 рублей. На комбинате, где я работал, таких пенсионеров нет. Совет ветеранов обратился к главе города за помощью, и мы благодарны ему за то, что были услышаны. Надеемся, что и вы, уважаемые депутаты, нас поддержите.
Зал дружно закивал, и стало ясно, что депутаты не против выделить на поддержку малоимущих пенсионеров 37 миллионов рублей в год.
В городском Собрании стало традицией не верить докладчикам «на слово». Основные выступления, как правило, сопровождаются «картинкой». В основном, это «скучные» графики, таблицы и диаграммы. Когда на трибуне находился «обещанный» директор муниципального предприятия «Управление благоустройства» Олег Грищенко, от экрана было глаз не оторвать. Два сезона ударной работы не прошли даром. По кадрам, сделанным с высоты птичьего полета, казалось, что Магнитогорск – город-сад, и не иначе. Облагороженные скверы и круговые транспортные развязки, бесспорно, украсили внешний вид Магнитки.
– Все, наверное, заметили обилие цветов на наших улицах, – продолжал дополнять словами красивые картинки Олег Грищенко. – В этом году их высажено около двух миллионов. Начато освоение технологии декоративного вертикального озеленения. Не все пока получается, но будем продолжать работу в этом направлении. Особое внимание обращаем не только на наведение красоты, но и на чистоту улиц. Вот почему необходимы новые правила благоустройства территории Магнитогорска. Старые приняты в 1999 году и нуждаются в обновлении.
– Много сделано и снимки отличные, – прокомментировал выступление депутат Александр Маструев, – но почему в представленном проекте об ответственности только две строчки? В мае город преображается, он вымыт и чист, но проходит полтора-два месяца, и его не узнать. В одном месте выкопали яму и забыли зарыть, в другом – владелец торговой точки намусорил… И никто ни за что не отвечает.
– Должен сказать, что ваше замечание, Александр Леонидович, справедливо, – включился в разговор глава города Евгений Карпов. – Административная комиссия, которую возглавляет товарищ Храмцов, работает неэффективно. Отсюда – такой беспредел в городе. Думаю, ничего нового изобретать не будем, просто надо жестче спрашивать с нарушителей и контролировать взимание штрафов.
Положение о наружной рекламе, за принятие которого так долго бились депутаты, прошло с небывалой легкостью. Тут ничего удивительного: уж больно долго длилась рекламная эпопея и слишком хорошо депутаты изучили текст документа. В последнем варианте основные замечания устранены, полномочия между Собранием депутатов, администрацией и главой города разграничены. Определены и тарифы: реклама с подсветкой и на основных магистралях города стоит дороже, чем «темная» и поодаль от оживленных дорог.
– Положение получилось простым и лаконичным, – сделал вывод председатель комиссии по муниципальной собственности и земельным отношениям Владимир Скрипка, – и это правильно. Мы решили многие вопросы делегировать администрации. Если к ее работе у рекламодателей появятся претензии, будем вмешиваться и вносить коррективы.
– Устраивают два момента, на которые обратила внимание депутатов городская администрация, – заметил заместитель председателя городского Собрания Иван Сеничев. – Нам обещано, что за год поступления от наружной рекламы увеличатся вдвое. Кроме того, в течение следующего года все рекламные щиты приведут к единому стандарту, и они уже не будут «разномастными», как сейчас.
Решения о реорганизации ряда медицинских учреждений разрабатывались давно, но «сошлись» в один день и в рамках одного заседания. Начальнику управления здравоохранения Сергею Богданову не пришлось даже разбивать выступление: обо всех изменениях он рассказал в рамках одного доклада. Итак, к первому родильному дому будет присоединен третий, к детской стоматологической поликлинике – расположенная на левом берегу взрослая № 1, к третьей детской больнице – детская больница № 1 и детская поликлиника № 11. Кроме экономических доводов, инициаторы реорганизации руководствовались желанием «приблизить» медицинские учреждения к населению. В обоих зданиях стоматологических поликлиник откроют детские и взрослые кабинеты, объединение родильных домов даст возможность открыть дневной стационар для беременных с патологией, детские больницы после их слияния расширят свой профиль.
Когда парламентарии управились с половиной повестки, подошло время перерыва, и Александр Морозов предоставил коллегам право выбора: или короткий отдых, или продолжение работы. Депутаты от чайной паузы отказались, поскольку оставшиеся вопросы казались несложными и «грозили» быстрым финалом. Как бы не так… На очередной серии однотипных решений – о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества – городское Собрание споткнулось. Магнитогорской таможне и отделению Пенсионного фонда депутаты помещения предоставили, а с управлением Федеральной миграционной службы возникли сложности. Сыр-бор разгорелся вокруг здания на улице Казакова, в ремонт которого город вложил несколько миллионов рублей, но аналогичных затрат от федерального ведомства так и не дождался.
– Как нас учит губернатор? – начал издалека рассуждения на заданную тему Евгений Карпов. – Затраты должны осуществляться на условиях софинансирования. Мы нашли помещение, сделали ремонт, но не увидели желания помочь со стороны местных представителей федерального ведомства. Все это вызывает легкую досаду… Мы не преследовали цель создать условия только для миграционной службы, хотя нас к этому и обязывают. Для нас главное – создать условия для горожан, чтоб они не простаивали в очередях. Поэтому предлагаю послушать руководителя миграционной службы товарища Степанова. Если он скажет, что с его стороны не будет финансирования, – через два месяца я открою в этом здании детский садик.
Анонсированный как товарищ Владимир Степанов сделал совсем не «товарищеское» заявление:
– Прав глава: здание нужно не нам, а горожанам. Мы как работали, так и будем работать. За вклад, который сделал город, мы благодарны. Но пока нет решения о передаче здания нашей службе, финансирования не будет.
И пошли споры о том, может ли миграционная служба потратиться на здание, если оно пока не в собственности, или не может. Как это часто бывает, у двух юристов родилось три мнения. И тут небывало активный в этот день глава города «рубанул» напрямик:
– Да что мы все ищем формулировки? Степанов должен сказать, что найдет до января деньги, а мы должны проголосовать и отдать. Но он молчит…
Фактически предъявленный ультиматум – или деньги на дальнейший ремонт и быстрее, или не увидите здания – вынудил руководителя миграционной службы «сдать бастион».
– Хорошо, я найду деньги, – еле слышно выдавил из себя Степанов.
Городское Собрание проголосовало, и скорому завершению на редкость насыщенного и продолжительного заседания больше ничего не мешало. На решение двадцати четырех важных для города вопросов депутаты затратили рекордные для этого года два с половиной часа.