В 1918 году был объявлен конкурс на Урало-Кузбасский проект, решающий проблемы обороны. И центральное место было отведено горе Магнитной.
Планы строительства были и до этого. Перед первой мировой войной белоречане начали строить железную дорогу к Магнитной горе. Японские промышленники собирались купить гору, а премьер-министр Столыпин после обследования востока страны определил - быть Зауралью крестьянским.
Для решения проблемы горы Магнитной требовался проект. Виталий Гассельблат (на фото) подал идею создания проект-
бюро. Фирм, подобных организации "Уралпромпроект", мир ещё не знал. Проектированием заводов занимались небольшие фирмы. Идея была принята Уральским совнархозом. Летом 1925 года специальное совещание совнархоза заслушало доклад академика АН СССР А. Заварицкого о горе Магнитной - "...руды достаточно для строительства крупного завода". Решение правительства - проект завершить в 1928 году.
В это время развернулась острая борьба вокруг самой идеи Урало-Кузбасса. Группа учёных-экономистов утверждала: "...всякая концепция создания на Урале металлургии, работающей на сибирском топливе, представляется бесконечно вредной".
Виталий Гассельблат собрал уральских учёных и специалистов. Проект магнитогорского завода не имел аналогов в мировой практике. В 1928 году технический совет Гипромеза в Ленинграде рассмотрел доклад Уралпромпроекта. И первой темой на техсовете был не генплан и инженерные обоснования концепций проектирования завода, а технико-экономическое обоснование целесообразности металлургического завода у горы Магнитной. Все сторонники и противники проекта сидели в зале. Рассмотренный проект Магнитогорского металлургического завода техсовет в целом одобрил и предоставил на утверждение Главчермету СССР. Совнарком его утвердил и принял на следующий день решение о строительстве.
Ломая существующие нормы строительства, преодолевая неверие отечественных и западных специалистов, на горе Атач формировался рудник. На самый верхний горизонт горы въехал поезд, был отправлен первый эшелон руды. Правительственная комиссия 15 мая 1931 года открыла первый объект завода - рудник имени Кабакова. Рудник, созданный до начала строительства завода, - крупнейший в мире.
Гассельблат в своих докладах на всех уровнях доказывал: превращение отечественного первенца индустрии в центр развития возможно лишь при условии заимствования западных технологий. Правительство согласилось с авторами проекта и предложило провести его корректировку в Америке, не приостанавливая строительных работ у горы Магнитной. Виталий Гассельблат был назначен техническим руководителем проекта. К работам привлекли фирму "Коперс" для создания коксохимического производства, немецкую фирму "Демаг" для сортопрокатного передела, горнорудную британскую фирму "Траулор" и другие. Проект гигантского завода был завершён через пять месяцев.
Виталий Гассельблат вернулся к горе Магнитной, где с президентом фирмы "МакКи" завершил проектные разработки по горе и транспорту. А вскоре Гассельблат был арестован как активный член промпартии.
Магнитогорский завод должен быть отнесён к величайшим сооружения мира. Опыта одновременного создания завода и рудника на пять миллионов тонн не имела ни одна страна. В этом отношении мы не только догнали, но и перегнали заграницу.
Но в первой пятилетке страна получила не металлургический завод, а лишь чугунолитейный цех из двух домен у горы Магнитной. Кузнецкий завод, работающий на магнитогорской руде, первым освоил полный металлургический цикл. Но кандидатом на международную выставку в Америке с девизом "Мир завтра" в 1939 году стала всё-таки Магнитка. Никто в мире не мог соревноваться с заводом, имеющим рудник горы Магнитной.
Самое парадоксальное и потрясающее в русском успехе - то, что он был достигнут вопреки природно-климатическим и геополитическим факторам. Рождение мощного металлургического монстра выглядело вызовом здравому смыслу и самой человеческой природе.