Его трудовая биография начиналась с токаря Ростовского завода сельскохозяйственных машин. Отслужив в армии, он возглавил штаб ударной комсомольской стройки Гайского горно-обогатительного комбината. Виктор Поляничко был первым секретарём Орского горкома ВЛКСМ, затем - первым секретарём Челябинского обкома комсомола, секретарём Челябинского и Оренбургского горкомов КПСС. Заведовал сектором пропаганды ЦК КПСС, работал в Афганистане советником Центрального комитета партии, избирался вторым секретарём ЦК Компартии Азербайджана. Председатель Правительства РФ Виктор Степанович Черномырдин пригласил его на должность заместителя.
Виктор Поляничко погиб 1 августа 1993 года в результате террористического акта на Северном Кавказе. С целью увековечивания памяти постановлением Правительства Российской Федерации в 1994 году создан благотворительный фонд "Будущее Отечества" имени В. П. Поляничко, действующий по настоящее время. Его возглавляет вдова Л. Я. Поляничко. Наш земляк М. Ф. Ненашев является председателем правления фонда. Активно работает его отделение в нашем городе под руководством Виктора Александровича Смеющева. Фонд осуществляет патриотические программы по воспитанию школьников в Москве, Челябинске, Магнитогорске, Оренбурге, Орске, Ростове-на-Дону, Гае. В этих городах открыты мемориальные доски памяти В. П. Поляничко. Его именем названа магнитогорская школа № 10.
Сегодня мы публикуем воспоминания о нём бывшего директора Южно-Уральского книжного издательства Александра Афанасьевича Золотова:
"Однажды, приехав в Оренбургское отделение своего издательства и зайдя по обыкновению в обком, я получил приглашение от В. П. Поляничко съездить на газзаводы, это километров в двадцати oт города.
Приехали. Зашли к директору. Совершенно не чванливый, улыбчивый человек... Впрочем, B. C. Черномырдина описывать не надо.
Виктор Степанович куда-то спешил и потому уделил нам мало внимания. Помню, что подарил жёлтый брусок серы с барельефом Ильича. Тот стоял потом у меня в кабинете в Челябинске - образец выпускаемой продукции. Извинился, что не может проводить по территории: "Да Виктор Петрович и сам у нас всё знает, он и будет вашим гидом…"
Так оно и вышло. Едва мы оказались на промплощадке, как люди стали останавливать Поляничко, его здесь многие знали…
В другой раз мы заглянули с Поляничко по пути - куда ехали, и не упомню - в дом, где когда-то "нашёл счастье" Юрий Гагарин. Ещё учась в лётном училище, он на танцах познакомился с девушкой Валей Горячевой, дочерью повара, на ней потом и женился.
Обкомовскую "Волгу" оставили у дореволюционной постройки дома, вошли во двор через арку. Вдоль второго этажа, как это бывает в южных городах, шла терраса. Поднялись по наружной лестнице.
Родня будущего космонавта жила скромно, в квартире на нескольких хозяев. Кто-то из соседей отпер нам горячевские апартаменты, теперь они пустовали. Запомнилось: выцветшие обои, потрескалась штукатурка.
- Вот здесь и отпраздновали они свадьбу, - оглядев большую комнату, сказал Виктор и, отворив дверь в меньшую, смежную, добавил: - А здесь провели первую брачную ночь.
Когда Гагарин полетел в космос, Поляничко был первым секретарём Орского горкома ВЛКСМ. И вот, едва весть облетела мир, прибежала к нему девица. Всхлипывая и всё повторяя: "Нет, какая я всё же была дура!" - рассказала, что до знакомства с Валентиной Юра ухаживал за ней, даже делал предложение, только она не приняла. Посчитала: не пара, ростом не вышел, даже на ставшую потом знаменитой улыбку не польстилась.
Чтобы не сочли, что это она всё присочинила, девушка положила на стол стопку его писем к ней. Меня заинтересовало, что с ними затем стало, и Виктор ответил, что совершил глупость, отдав конверты местному генералу КГБ. Только их и видели...
Да, я называю Поляничко по имени и делаю это вовсе не из фамильярности. Мы были знакомы не менее четверти века, ещё с его комсомола. Так я обращался к нему, правда, когда оставались вдвоём, так он подписывал свои письма ко мне. Кстати, оба почти в одно время учились в МГУ на факультете журналистики, правда, я - очно, а он - заочно.
Мы в издательстве выпустили в те годы книгу "Гагарин и Оренбуржье" и другую - об училище, что закончил здесь космонавт. Только, откровенно говоря, меня лично они не удовлетворили. Виделась иная, более основательная книга, скажем, с названием "Урал космический".
Общаясь с Виктором Петровичем, как говорят, в неформальной обстановке, мы даже выстроили эту воображаемую книгу, а затем он предложил быть вдвоём её составителями.
Ряд глав, так виделось нам, мог быть посвящён космонавтам, что родились, жили, учились на Урале, а таковых набралось немало: Гагарин, Попович, Севастьянов, Савиных, Романенко, Феоктистов, Лазарев, Лебедев... На Урале, как известно, совершили вынужденную посадку Леонов и Беляев; под Орском погиб Комаров. А разве не интересна предыстория? С уральцами имел переписку Циолковский, в войну в Челябинске делали "катюши", а в Свердловской области был собран первый советский реактивный самолет БИ-1. Наконец, у нас был сбит ракетой американский самолёт-шпион, с которого Френсис Пауэрс был намерен отснять атомный центр - "Сороковку". Многое сделали для космоса в своих НИИ, лабораториях и на заводах труженики всех уральских областей.
Словом, материал к книге стали подбирать, даже эпиграф уже нашёлся, он понравился обоим. Это слова Михаила Ломоносова, "через толщу лет" обращённые к нам:
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский,
и вершину.
И саму высоту небес.
Везде исследуйте
всечастно,
Что есть
велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет...
Перевод Поляничко в Москву, в ЦК, не помешал в этом деле, а даже напротив. Он взял на себя привлечение в качестве авторов нужных нам космонавтов, проход через цензуру… Только планы наши вскоре были нарушены: Виктора отослали в Афганистан, мне пришлось уйти из издательства. Рукопись "Урала космического" мною была подготовлена, включена в план выпуска, но новое руководство Южно-Уральского издательства эта тема перестала интересовать, пришла пора бульварного чтива.
Последний привет от Виктора Поляничко передал мне наш челябинский журналист Анатолии Белозерцев. Он встретил его в Москве на юбилее "Правды". Вскоре Черномырдин, как говорили, уломав Ельцина, взял его в вице-премьеры. Ну а дальше - Кавказ и... гибель".