Имя подходило ей как нельзя кстати: Светлана Георгиевна была поистине светлым человеком. Умела любить и отдавать себя - родным и близким, коллегам и подчинённым. Не умела строить козни: не нравится что-то - скажет прямо и даже крепкое словцо ввернёт. А уж если нравится - не жалеет похвалы.
Она руководила главным очагом культуры комбината - Дворцом Орджоникидзе - без малого 20 лет. На её плечи легла почти невыполнимая задача вывести этот громадный "корабль" из советского прошлого через экономические бури 90-х в новую рыночную систему. Буданова это сделала. И скромно отошла в сторону, когда поняла: пора уступать дорогу молодым. Она впрочем, расскажет о себе сама. Приводим выдержки из нескольких интервью, которые в разное время журналисты "ММ" записали со Светланой Георгиевной.
- Всегда считала, что вы окончили институт, готовящий руководителей в сфере культуры. А у вас диплом химика…
- В творчестве была с детства. Руководила школьным театральным кружком, была и режиссёром, и актёром в своих спектаклях. Мальчишки ведь играть на сцене не очень-то хотели, так что исполнять мужские роли приходилось мне: прятала косы под кепку в роли Шурика, под шляпу с пером - в роли принца… После седьмого класса поступила в индустриальный техникум, там меня эта стезя тоже не миновала. Наши творческие вечера были настолько интересными, что студенты горно-металлургического института залезали в окна посмотреть. В семье у меня все пели, играли на инструментах. А вот меня бог музыкальным слухом, увы, обделил, так что в семейном оркестре мне доверили "треугольник", и я внимательно следила за сестрой: она кивнёт - я ударю.
- Люди, рождённые в послевоенные годы, по-разному вспоминают детство: у одних это безудержная победная радость, у других - разруха и голод. Ваше детство чем пахнет?
- Я родилась и выросла в посёлках, где все жители - одна большая семья. Нас, ребятишек, было много, и старшие смотрели за младшими, когда родители работали - такой вот детский сад. У нас был свой театр - варили клейстер, мастерили шляпы из бумаги, выпиливали шпаги из дерева, а из марли шили сценические платья… Помню, ставила "Золушку", мне позарез были нужны хрустальные туфельки. И я взяла для роли мамины босоножки - новые, ни разу не надёванные. Начался спектакль, и вдруг я вижу: мама возвращается с работы. Она, конечно, всё видела, но спектакль не сорвала - потом мне внушение сделала. Я жила активной жизнью: председатель совета отряда, дружины, тимуровская команда, спорт - велосипед, лыжи. По конькобежному спорту даже была чемпионкой области, так что детство у меня было радостное. И юность была активной, творческой: и годы работы в ЦЛК, и потом, когда курировала самодеятельность в профкоме… Не согласна с теми, кто утверждает, что это было время всеобщей закомплексованности и страха. Не чувствовала этого ни на себе, ни на друзьях. Сейчас тоже интересное время - просто оно другое. Особенно девяностые, когда я волей руководства комбината стала директором Дворца культуры Орджоникидзе.
- Страшно было?
- Безумно! Я не очень люблю портфели - больше нравится работать самой. А здесь нужно было найти со всеми общий язык. Встретилась с неприятием в коллективе: как это - химик возглавил культуру! Искала компромиссы, подход к сотрудникам.
- А к кому не находили - увольняли?
- Никогда. Те, кто не понял задачу Дворца, ушли сами. Ведь началась рыночная экономика, когда финансирование комбината практически прекратилось. Помню, когда встал вопрос о повышении цен, сказала тогдашнему директору комбината Анатолию Старикову: "Если буду позиционировать Дворец учреждением высокого ценового уровня услуг, их никто не купит. А по рублю я вам чемодан наберу". Поэтому до сих пор стоимость занятий в коллективах Дворца одна из самых низких по городу. А начинала работу во Дворце с азов: составляла должностные инструкции, систему поощрений и порицаний, занималась внешним видом и коммуникациями - театр, как говорится, начинается с вешалки… Огромное спасибо руководству комбината: без внимания не оставалась ни одна идея.
- Разве можно так болеть своим делом? Руководитель должен иметь холодный рассудок, чтобы и отчитать, и уволить, если что, а не переживать за каждого.
- Всегда завидовала таким руководителям. Есть у меня одно качество - взрывчатость. Могу в сердцах накричать, распетушиться.
- Но взрывчатость имеет оборотную сторону - отходчивость.
- И это верно: отругаю кого-то, а потом переживаю. И ещё: никогда никого не "сдаю" - это моё кредо. Даже не задумывалась над этим, пока в профкоме не сказали: "Вы всегда берете вину на себя, своих в обиду не даёте". Не люблю, когда в успехе кто-то тянет одеяло на себя, и всегда говорю: любое мероприятие - это общее детище, от технички до директора. И дети у нас почти общие: мы ведь работаем без выходных, да в две смены - куда ж их девать? Вот и таскаем с собой на работу. Поначалу это поражало, я даже замечания делала, а теперь и мои внучки во Дворце выросли. До слёз умиляюсь, как ответственно коллектив относится к мероприятиям: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День металлурга - все "болеем" этими праздниками, репетируем за полночь.
- На месте мужа я бы вас убила - честное слово!
- (Смеется). Первые годы у нас на этой почве проблемы были. Муж - кандидат наук и очень семейный человек со сложившейся системой ценностей: мужчина должен обеспечивать семью, а женщина беречь домашний очаг. Так жили его родители, так хотел жить он сам. В молодости он писал кандидатскую диссертацию, а я терпеливо ждала. После защиты его научные руководители стали настаивать на докторской диссертации, но я взмолилась: "Боря, давай хоть немного поживём семьёй!" И он внял моим просьбам. Через десяток лет уже он меня просил: "Свет, давай семьёй поживем!" И ссорились, и разводом друг друга пугали, но потом он меня понял. И стал самым главным помощником. Я ему безмерно благодарна.
- Как ему, такому нетворческому, удалось покорить вас, такую творческую?
- Он тоже творческий, в армии участвовал в ансамбле песни и пляски. И потом, это не он меня покорил, а мне пришлось его покорять. Когда встретились, он был влюблён в другую девушку. К моему счастью, она не приняла его ухаживаний. А я любила его безумно! В техникуме на перемене, сама не замечая, возле его аудитории щебетала: "Борь-Борь-Борь!" Меня его однокурсники так и прозвали: "Вон твоя Борь-Борь идет!" У нас, я считаю, замечательная семья. Наше поколение выросло с твёрдой позицией: семья - это навсегда. Поэтому браки такие крепкие, здоровые. А вот за молодёжь мне страшно: нет у них таких устоев.
- Что самое главное в жизни?
- Для меня - оптимизм. Я по натуре смешливая. Нельзя зацикливаться на отрицательных мыслях. Улыбнись, забудь и иди дальше - открытым миру и людям.
- Ваше решение уйти на заслуженный отдых, мягко говоря, удивило…
- Я самокритичный человек и считаю это качество важнейшим для руководителя. Нужно вовремя понять, что твоё время уходит, и дело не в возрасте или отсутствии сил. Поменялась эстетика времени: от концертов народного творчества и весёлых капустников мы переходим к стилю камеди-клаб и других стенд ап шоу. Не буду давать оценок - это просто не моё. Вникать, чтобы понять и принять, не хочу - предпочитаю оставаться в своей этической и эстетической системе координат. А значит, пора уступать место молодёжи.
- Вам предложили стать куратором, советником, но вы отказались…
- В своё время достаточно постаралась для того, чтобы сделать коллектив Дворца цельным, монолитным организмом под грамотным единым руководством. И не хочу теперь своими же руками эту систему разрушать: уходя - уходи. Продолжаю жить в этом городе, безумно люблю Дворец и людей, в нём работающих. Понадобится помощь - сделаю всё, что смогу.
- Честно говоря, с трудом могу представить вас обычной пенсионеркой на скамейке в парке.
- (Смеётся). Ну, для начала с удовольствием отосплюсь - это точно. У меня большая семья: две дочери, зятья, четверо внуков… Муж, низкий ему поклон, с пониманием относился к моей "болезни" Дворцом. Пришло время снова становиться женой своему Бореньке - буду его пирогами с работы встречать. Наконец-то стану настоящей бабушкой. Буду заниматься спортом, ходить в бассейн, летом отдамся саду, который обожаю… И творческую жилку буду реализовывать в семье - у нас ведь традиция семейных концертов, ставим спектакли, поём караоке, танцуем… Планов много.
P. S. К сожалению, осуществиться планам не было суждено. Она отдала своё сердце работе. На спокойную жизнь в кругу близких его уже не хватило. Светлая память вам, Светлана Георгиевна.
Невосполнимая утрата
Уважаемые родные и близкие Светланы Георгиевны Будановой, с глубоким прискорбием узнал об уходе из жизни Светланы Георгиевны. Это большое горе для вашей семьи и невосполнимая утрата для Магнитогорска и Магнитогорского металлургического комбината.
В нашем городе Светлана Георгиевна - человек хорошо известный и глубокоуважаемый. Почетный гражданин Магнитогорска, залуженный деятель культуры России, бессменный руководитель Дворца культуры металлургов им. С.Орджоникидзе на протяжении двух десятилетий, она внесла неоценимый вклад в развитие самодеятельного творчества металлургов и культуры нашего города в целом. Профессионал и человек с большой буквы, она вкладывала душу в свою работу, поэтому главной наградой для себя всегда считала хорошее настроение людей и их добрые отзывы.
Светлая память о Светлане Георгиевне навсегда сохранится в сердцах всех, кто знал и любил её. Искренне разделяю ваше горе и прошу принять слова глубокого соболезнования и поддержки.
Виктор Рашников, председатель совета директоров ОАО "ММК".
Уважаемые родные и близкие Светланы Георгиевны Будановой, члены исполнительной дирекции и правления ОАО "ММК" выражают вам искренние и глубокие соболезнования в связи с тяжелой утратой - уходом из жизни дорогого, родного вам человека - Светланы Георгиевны. Это невосполнимая утрата и для нашего города, и для Магнитогорского металлургического комбината.
Сопереживаем и скорбим вместе с вами.
Первичная профсоюзная организациия Группы ОАО "ММК" ГМПР скорбит по поводу смерти Будановой Светланы Георгиевны.
Выражает соболезнование родным и близким покойной.
Коллектив ДКМ имени Серго Орджоникидзе ОАО "ММК" скорбит по поводу кончины заслуженного работника культуры России, почётного гражданина города Магнитогорска, ветерана труда ММК, выдающегося человека, директора Дворца с 1993 по 2013 годы Будановой Светланы Георгиевны и выражает глубокое соболезнование родным, близким и друзьям.