В этом я убедилась, познакомившись с биографией небольшого проезда, названного именем магнитогорца Андрея Саратова (на фото).
В 30-е годы улицы в массовом порядке получали имена видных революционеров, партийцев и писателей. Так появляются улицы Кирова, Крупской, Горького, Маяковского. Во второй половине 30-х годов к этому списку добавляются имена знаменитых лётчиков Ляпидевского, Чкалова, Доронина. В конце 40-х - улицы именуются в честь героев Великой Отечественной войны: Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло. В 50-е "приходит время" видных учёных Лобачевского, Ковалевской, героев Советского Союза - Толбухина, Нестерова, Талалихина. В "космические" 60-е по всей стране появляются улицы имени Гагарина, Терешковой, Титова. И лишь в 70-90-е годы, наконец, появляются улицы, названные в честь людей, которые имеют к этим городам, посёлкам и улицам самое непосредственное отношение.
В Магнитогорске сразу несколько улиц города были названы именами героев войны. Причём, в некоторых случаях это были улицы, на которых они выросли и откуда ушли на фронт. Например, улица имени лётчика Петра Надеждина или улица Василия Панькова, на которой ещё можно встретить людей, помнящих если не его самого, то кого-то из его родных.
В 90-х началась совсем другая история - с новыми войнами и новыми героями. Не один десяток магнитогорских солдат-срочников побывал в так называемых горячих точках. А для сотрудников милиции - многомесячные служебные командировки на Северный Кавказ стали неотъемлемой частью службы. Шокирующе выглядели сообщения о погибших на фоне мирной жизни. В память о них стали появляться мемориальные доски и памятники, а чуть позднее их именами стали называть школы и улицы. "Рекордсменом" в этом плане стал город-герой Волгоград. Пятнадцать его улиц носят имена сотрудников полиции, погибших при исполнении служебного долга. Магнитке, к счастью, далеко до подобных рекордов. У нас всего две такие улицы. Первая, названная именем милиционера, погибшего при исполнении служебного долга, появилась в Магнитогорске 51 год назад. Это улица Николая Шишки, который погиб от рук хулиганов, забравшихся ночью в один из детских домов. В середине 2000-х один из безымянных проездов города получил имя подполковника милиции Андрея Саратова, погибшего в Чечне. Как и в случае с Николаем, история гибели Андрея и его товарищей всколыхнула весь город…
Для сводного отряда ГУВД Челябинской области это была далеко не первая служебная командировка на Северный Кавказ. Андрей Саратов возглавлял группу ОМОН Магнитогорска. Три месяца под его руководством личный состав отряда с честью выполнял задачи по обеспечению общественной безопасности и конституционного порядка в Аргуне. До окончания командировки оставалось всего три дня.
Дальнейшие события развивались, как в кошмарном сне. В 20.00, протаранив шлагбаум и ворота, на территорию временного отдела внутренних дел, где располагались южноуральские милиционеры, въехала автомашина "Урал", гружённая взрывчаткой и управляемая террористом-смертником. Взрыв был такой силы, что его слышали в Гудермесе. От многотонной машины остались лишь двигатель да ведущий мост, а воронка достигала трёх метров в глубину. Сразу после этого по территории отдела боевики открыли шквальный огонь. Последствия теракта были страшными. 22 человека, из них девять магнитогорцев, погибли, 48 - получили тяжёлые ранения. В числе погибших был и подполковник милиции Андрей Саратов.