Вглядывалась в выцветшее изображение, и комок подступал к горлу. Место его гибели много лет назад помог узнать ныне покойный Антон Петрович Коликов - автор книги "Память сердца": Украинская ССР, Киевская область, Чернобыльский район, село Страхолесье.
В архиве значится, что дед служил в составе 143-й стрелковой Конотопско-Коростенской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. 26-27 сентября 1943 года дивизия форсировала Днепр севернее Киева и вступила в бои в районе села Страхолесье. Здесь 30 сентября и сложил голову 40-летний старшина Колташёв. Не вернулись с полей сражений два его брата Павел и Александр. Большая семья Колташёвых потеряла на войне всех мужчин - троих сыновей и четверых зятьёв.
В семье старшины осталось четверо детей. Дочь Матвея Ивановича Валентина Дудукина помнит, что отца на фронт провожали дважды. Первый раз призвали с комбината, но отправка не состоялась - мобилизованных вернули с вокзала. Валентине Матвеевне отец запомнился сильным, умным, ловким.
Почти без единой царапины вернулся с фронта мой дядя Алексей Николаевич Макеев. После войны работал в железнодорожном цехе комбината, был парторгом. Нет бы, выспросить тогда дядю Лёню о военных буднях. Кавалеру ордена Красной Звезды, фронтовому разведчику, гвардии сержанту Макееву было что вспомнить. Но в те годы подвиг победителей незаслуженно принижали. Награды не давали ни льгот, ни привилегий. Помню, как с его сыном Виктором играли орденами и медалями.
Забвение фронтовиков было продиктовано политической линией руководства страны. Даже праздник у героев войны отобрали. В 1947 году 9 Мая сделали рабочим днём. Историки полагают, что инициатива по забвению Дня Победы исходила от Сталина. Вождю не давала покоя популярность маршала Жукова, само имя которого олицетворяло Победу. При Хрущёве праздник отмечали передовицами в центральных газетах, торжественными вечерами и салютом в крупных городах СССР. Никита Сергеевич не восхвалял ни разоблачённого Сталина, ни полководцев войны, с которыми рассорился. Лишь спустя два десятилетия, при Леониде Брежневе, в юбилейном 1965 году, День Победы снова стал нерабочим.
В семейном архиве из всех наград Леонида Макеева остались орден Красной Звезды, юбилейные медали и редкий документ - благодарность от гвардии майора Войтова с таким текстом: "Гвардии сержанту Леониду Николаевичу Макееву. Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 1 мая 1945 года и от 3 мая 1945 года Вам объявлена благодарность за отличные боевые действия в составе соединения при овладении городами Штральзунд, Гриммен, Деммин, Мальхин, Варен, Везенберг и городами Барт, Бад Доберан, Нойбуков, Варин, Виттенберге".
Некоторые из событий фронтовой биографии дяди Лёни совсем недавно узнала от двоюродного брата Евгения Дудукина. На фронт Леонид ушел 17-летним пареньком. В каких только переделках не была фронтовая разведка, и Лёня, как заговоренный, имел единственную отметину, которую и ранением-то не назовёшь: отметина от острой щепки. Случилось это в одном из городов Германии. Военная часть расположилась в старинном баварском замке. Обедали за массивным дубовым столом, занимавшим чуть ли не половину огромного зала. Вдруг свист снаряда, звон стекла и взрыв чудовищной силы. Взрывной волной стол перевернуло, и дубовая столешница стала щитом для тех, кто оказался по другую сторону от взрыва. Однополчане, сидевшие напротив, погибли.
Ещё эпизод из фронтовых будней военной разведки. Перед наступлением необходимо взять языка. Ночью Леонид с бойцами притащили из немецких окопов двух фашистов и лишь в землянке при свете огарка увидели, что операция провалена - эсэсовцев взяли. Командир лишь рукой махнул, давая понять, что от этих пленных слова не добьёшься. Попытались разведчики "разговорить" немцев - всё без толку. Пришлось расстрелять.
Красную Звезду Леонид Макеев получил за спасение командира, которого вынес с поля боя. До медсанбата он не дотянул - умер по дороге.
Во Львове встретил Леонид свою будущую жену - Анну Матвеевну Колташёву. Молоденькая Аня приехала на Западную Украину из Магнитки, работала медсестрой в госпитале. Помню, рассказывала, как таскала она тяжёленные носилки с ранеными, о ночных дежурствах, в кровь сбитых на стирке бинтов пальцах. Но молодость брала своё. Выздоравливающие бойцы радовались жизни, не уставая подшучивали над молоденькими сестричками.
К концу смены девушки от усталости падали с ног и спали как убитые. Однажды ночью очнулись от дикого холода. Ощупью попытались определить, где находятся, и, осознав, с визгом выскочили из морга. Молодые бойцы, покатываясь со смеху, ловко уворачивались от кулачков разъярённых сестричек.
Победу тётя Аня вспоминала как самый счастливый день. Ночью в городе раздались автоматные очереди. Небо вспыхивало от трассирующих пуль. Пальба и крики заставили выбежать на улицу. Обнимались и рыдали, услышав долгожданное слово "Победа!"
После войны до пенсии она работала в комбинате бытовых услуг, была мастером-парикмахером. В 2010 году в числе ветеранов Великой Отечественной войны Анна Матвеевна получила юбилейную медаль из рук главы города Евгения Тефтелева. Через год ветеран войны Анна Макеева ушла из жизни.