На приём пришли мать с дочерью пяти лет. Девочка назвала себя Рапунцель. Мать была обеспокоена тем, что ребёнок живёт сказкой. Девочка отрицала своё настоящее имя, называя себя именем полюбившейся сказочной героини.
Развитие ребёнка в возрасте от трёх до семи лет – это самое ответственное время, когда закрепляются отношение ребёнка к окружающему миру, потребность в любви, чувство привязанности к дому, родным и близким. Не умея рассуждать и различать, дети в этом возрасте склонны верить всему, что видят и слышат. Надо опасаться игрушек, компьютерных игр, телепередач, которые прививают детям агрессию, а самое главное, несут ложные знания об окружающем мире. Дети очень эмоциональны, импульсивны в отношении своих пристрастий. Они не руководствуются рассуждениями, а следуют за своими эмоциями, поэтому тянутся к вещам, которые имеют грубые, яркие, необычные формы, порой даже не понимая, для чего и зачем ему та или иная игрушка, которая даже не имеет определённого облика. Ребёнок настолько увлекается данной игрушкой – героем, что порой называет себя её именем. Родители зачастую относятся к этому просто. «Ничего, пройдёт!» – говорила одна мать и улыбалась, когда её сын называл себя Человеком-пауком. Ребёнок настолько вошёл в образ, что стал ползать на коленях, бросаться на родителей, а если взрослые пытались прекратить его действия, то становился агрессивным, начинал топать ногами, кричать, так что в конце концов матери пришлось серьёзно обратить внимание на поведение сына и отвести его к психологу.
Негативные образы, эмоции сильно влияют на хрупкую психику ребёнка. Эмоциональная память на этой стадии очень активна, следы негатива могут остаться у него на всю жизнь. Поэтому дети очень чувствительны к таким негативным эмоциям, как гнев, страх, чувство вины и уныние. Они склонны к подражанию.
На копирование поведения влияют взрослые, окружающие ребёнка, сверстники, ролевые модели, которые они видят по телевидению, Интернету.
Поэтому родителям важно знать, что нужно с особенной тщательностью контролировать общение детей и знать об их увлечениях. Дети на раннем этапе данного возраста не способны различать реальность и фантазию. Поэтому герои мультфильмов, телепередачи, компьютерные игры, реклама, основанные на фантазии, воспринимаются ими как правда. Что же делать в этой ситуации? Вот несколько практических советов, которые помогут родителям уберечь хрупкую душу ребёнка от негативных эмоциональных воздействий, способных привести к расстройству психики и нарушению социальной адаптации.
Во-первых, общайтесь с ребёнком на понятном ему языке, помогая преодолеть негативные переживания.
Во-вторых, помните, что в основе гармоничного развития ребёнка лежат любовь, эмоциональная защищённость и поощрение любознательности. Ребёнку очень важно взаимодействие с окружающим миром: чаще гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, проводите творческие занятия.
В-третьих, не допускайте ребёнка к просмотру фильмов, мультфильмов с негативным эмоциональным окрасом, с уродливыми чудовищами, сценами насилия, агрессии, где происходит смещение понятий о добре и зле. Лучше родителям прежде самим посмотреть тот или иной фильм, который они хотят продемонстрировать своему ребёнку, учитывая возраст. После просмотра мультфильма, фильма либо прочтения книги желательно обсудить мысли, чувства, которые сопровождали ребёнка.
В-четвёртых, родителям нужно обратить особое внимание на то, кому подражает или с каким персонажем идентифицирует себя ребёнок. Следите за тем, что бы малыш подражал только положительным характерам.
В-пятых, ограничите компьютерное обучение своих детей, помните, главное – межличностное взаимодействие между членами семьи: совместное чтение книг, изучение окружающего мира, развивающие игры на воздухе. Помните о том, что к Интернету можно допускать детей только на последнем этапе этого возрастного периода и то строго под контролем взрослых.
И последнее: нужно помнить, что самый главный пример подражания для ребёнка – это его окружение, близкие люди. Это и есть те самые «реальные герои». Берегите себя и свою семью.
Елена Иванова,
заведующая психологическим центром
ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница № 5»