Как отметила первый заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова, повестка собрания формируется по вопросам, которые чаще всего приходят в адрес совета родителей Челябинской области и регионального министерства образования. На сей раз участники обсудили различные аспекты детской безопасности – от безопасности в Сети до профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Одной из главных тем обсуждения стали вопросы кибербезопасности.
Доклад «Диалог поколений в киберсреде» представил директор по развитию направления «Кибербезопасность для населения» компании «Ростелеком» Олег Седов. Руководитель центра мониторинга социальных сетей Челябинского института развития профессионального образования Елизавета Щетинина говорила о методических разработках для педагогов и родителей в рамках доклада «Дети и сети: профилактика вовлечения детей в деструктивные интернет-сообщества». Площадкой для проведения собрания стала платформа «Домашний урок» – сайт регионального центра оценки качества и информатизации образования.
Олег Седов в своём докладе отметил, что однозначно правильных ответов на решение проблемы кибербезопасности не существует.
– Есть риски высокие, низкие и средние, и умение управлять этими рисками насущно необходимо человеку в XXI веке, – подчеркнул специалист. – Это сложно, так как диалог в киберпространстве вещь непростая. С одной стороны, Интернет уравнивает всех, с другой – в этом процессе встречаются разные культуры, разные поколения. Мы, поколение «оцифрованное», поколение цифровых мигрантов, пытаемся чему-то учить «цифровое» поколение, которое выросло с гаджетами.
Докладчик подчеркнул, что в современном мире пользователи совершают ошибки, так как перемены происходят гораздо быстрее, чем их ожидают. К примеру, прочитав в романе Толстого фразу «Пьер Безухов распечатал письмо», он не сразу понял, что речь идёт о конверте с письмом. А услышав фразу «Десять тысяч копий», молодое поколение подумает о чём угодно, только не об армии Македонского.
– Вот акция «Бессмертный полк» – великое событие, где миллионы людей вышли на площади, какое оно, казалось бы, имеет отношение к кибербезопасности? Очень просто – это иллюстрация того, что иногда нам противостоят не люди-злоумышленники, а роботы. Участники акции делали фотографии со своими предками и потом выкладывали в социальных сетях. Далее не люди, а роботы сканировали их открытые профили, вычленяли фотографии, находили имя, фамилию предка, и это была их цель. Потому что у большинства из нас в банке проверочное кодовое слово – девичья фамилия матери. И очень у многих людей эта фамилия героя на плакате совпадала с девичьей фамилией, а соответственно, с кодовым словом.
Цели кибератак – обогащение за счёт потерпевших, их друзей, знакомых и родственников, политические игры, вербовка криминала и реализация целей психически нездоровых людей, отметил специалист. Времена, когда злоумышленники взламывали какой-то ресурс, чтобы разместить там пошлую шутку, прошли. Мир Интернета кажется лёгким и простым, и люди очень много информации о себе выкладывают в Сеть, пренебрегая безопасностью, чем активно пользуются злоумышленники.
Многие считают себя «цифровыми нигилистами», полагающими, что если они не являются звёздами, политиками или олигархами, то никому не интересны. Это не так.
У каждого есть какие-то цифровые активы, которые нужно оберегать. Деньги, бонусы, персональные данные, репутация, деловая и личная переписка, цифровые коллекции – музыка, кино, файлы, фотографии, виртуальное имущество (пока игровое), контакты и заметки – всё это может вызвать интерес злоумышленников. И в сложившейся ситуации ответственность за безопасность детей в Сети ложится в первую очередь на плечи родителей.
Об этом же говорила в своём докладе и Елизавета Щетинина. Челябинский институт развития профессионального образования разработал методические материалы, направленные на то, чтобы помочь родителям выстраивать диалог по вопросам медиабезопасности.
– Мы учим детей надевать зимой шапку, потому что холодно, мы должны обучать детей использовать безопасные технологии в сети, – подчеркнула специалист. – На что важно обращать внимание? Во-первых, нужно перестать стигматизировать Интернет, говоря, что «в наше время, когда не было Интернета, всё было хорошо». На самом деле сейчас всё достаточно хорошо, просто нужно знать те «горячие точки», на которые важно обращать внимание, чтобы вовремя помочь детям выстроить безопасную жизнь и безопасные отношения со своими одноклассниками и друзьями.
В методических материалах содержится информация о детях группы риска, которые легко вовлекаются в деструктивные сообщества, поддаются манипуляции деструктивных движений, в том числе через романтизацию антисоциального и противоправного поведения, обесценивая жизни и за счёт переноса проблем из реальности в виртуальное пространство. Родителям объясняют, на что нужно обращать внимание, если ребёнок внезапно изменил поведение. Это появление одежды с провокационными надписями и символикой субкультур, появление на теле шрамов, порезов, татуировок, изменение интересов ребёнка: разговоры о религии, смысле жизни, социальной несправедливости. Рискованное поведение: экстремальные фотосессии, зацепинг и руфинг – залезание на высотные здания без страховки и стримы об этом в Сети. Негативные высказывания – желание умереть, исчезнуть и так далее. Сокрытие виртуальной жизни, изменение аккаунта в соцсети, публикации на страницах репостов, статусов, изображений деструктивных сообществ.
– В настоящее время очень часто за бытовыми вопросами не замечаем, что ребёнок находится в депрессивном состоянии, начинает увлекаться деструктивными субкультурами, – отмечает Елизавета Щетинина. – Бывает, взрослые даже не знают о существовании этих субкультур, распространяющихся среди детей и подростков, соответственно, не могут эти маркеры увидеть.
Методички дают ответ на вопрос, что делать, если ребёнок размещает деструктивный или суицидальный контент на своей странице, завёл блог или аккаунт в ТикТоке.
Специалисты подчёркивают: запрещать пользоваться соцсетями – это не решение проблемы.
Но важно быть в курсе интернет-активности ребёнка, интересоваться, каких блогеров он смотрит, на какие страницы подписан. Родителям следует знать, что делать, если интимные фотографии или личную переписку ребёнка опубликовали посторонние (сделать скриншоты, заверить их нотариально и обратиться с заявлением в полицию), если одноклассники травят ребёнка в социальных сетях (разобраться в ситуации с сотрудниками школы и при необходимости также обратиться в правоохранительные органы). Если ребёнок активно совершает покупки в Сети – заведите отдельную карту с лимитом для совершения покупок, объясните ключевые правила безопасности при совершении финансовых сделок, подключите смс-уведомления об операциях, совершаемых с данной карты.
– Часто родители сталкиваются с мнением, что Интернет – это зло, пространство, где детей развращают, обижают или склоняют к чему-то деструктивному, – уточняет специалист. – В таком случае не получится выстроить позитивные отношения с ребёнком и помочь ему развиваться, используя интернет-технологии как полезный инструмент.
Ключевые правила безопасности, это, во-первых, сохранение ненавязчивого контроля за жизнью ребёнка: знать соцсети, в которых он зарегистрирован, использовать приложение «Родительский контроль» для младших школьников. Во-вторых, выстраивание открытых доверительных отношений – ребёнок должен понимать, что за помощью к родителям может обратиться с любой проблемой, и его переживания и чувства не будут обесценены. Важно принять и то, что подростковая культура – потенциально протестная культура. Открытая критика подростковых увлечений, современной молодёжной культуры и популярных кумиров отдалят вас от ребёнка. Нельзя нарушать личные границы, читать личную переписку, шантажировать угрозами, запретами, лишением телефона и Интернета – это будет лишь провоцировать конфликты.
– Родители должны научить детей адекватно реагировать на критику, не поддаваться на провокации, – объясняет Елизавета Щетинина. – Не заниматься троллингом в комментариях. Правильно и безопасно знакомиться в Интернете. Научить детей критически мыслить и оценивать информацию, объясняя, что в Сети она может быть недостоверной. Дети находятся в группе риска в контексте попадания в какие-то деструктивные сообщества. Расскажите, что если они столкнулись с тем или иным вовлечением либо их друг, одноклассник публикуют контент, связанный с депрессией с обесцениванием жизни, – нужно подойти к родителям, и вы подумаете вместе, как ему помочь.
В первую очередь важно научить детей приходить к нам со своими проблемами.
Чтобы говорить об этом с детьми, родителям нужно самим учиться выстраивать диалог на подобные темы. В этом помогут сайты единого федерального номера телефона доверия telefon-doveria.ru, сайт «Я родитель» – проект фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, где содержится масса методических материалов и можно получить бесплатную консультацию специалиста, ya-roditel.ru, общероссийский сайт предназначенный для оказания психологической помощи детям и подросткам pomoschryadom.ru и другие ресурсы.
Методические материалы, посвящённые детской безопасности в Сети, выложены на сайте Челябинского института развития профессионального образования в разделе центра мониторинга социальных сетей по ссылке http://chirpo.ru/profilaktika-destruktivnyix-yavlenij-v-molodezhnoj-srede-v-seti-internet.