В 2019 году в социальной сети Tik Tok появилась шутка «О,кей, бумер!» и разошлась по Интернету. Она означает пренебрежительный ответ подростка в ответ на назидания старших. Сам же термин «бумер» возник ещё в 1991 году, когда писатель Уильям Штраус и популяризатор науки Нил Хау разработали и опубликовали социологическую теорию поколений. По Штраусу и Хау, цикличные перемены в развитии общества влияют на становление и развитие личности.
Проанализировав данные с XVI века и до наших дней, исследователи выявили ряд закономерностей, позволивших сформировать общую модель развития поколений. По их мнению, поколения постоянно проходят через четыре превращения. Первое – подъём, когда после кризиса возрастает значимость сплочения общества, но находятся люди, страдающие от необходимости ставить интересы государства выше собственных. Второе превращение – пробуждение. Возрастает значение личной и духовной автономии. Третье – спад. Институты слабы и лишены доверия, тогда как индивидуализм процветает. Четвёртое превращение – кризис, когда люди вновь начинают объединяться во имя общих идей. Учёные считают, что каждый период длится около 20 лет, а полный цикл завершается за 80–90 лет.
По теории поколений Штрауса и Хау, сейчас мир переживание завершение очередного, уже 78 цикла – цикла миллениума.
Оно началось с поколения бэби-бумеров, рождение которых пришлось на конец второй мировой войны до и начала 60-х годов XX века. Бумеры, выросшие в СССР, воспитывались на идеалах коммунизма и вере в светлое будущее. Сейчас бумеры – люди пенсионного возраста, которым бывает непросто приспособиться к миру стремительно развивающихся технологий. Как правило, бумеры – консерваторы, считают Интернет злом, а компьютерные игры пропагандой насилия и жестокости. Это основные потребители телевидения, радио и газет.
Следующее поколение – поколение X, люди, рождённые с середины 60-х и до начала 80-х. Дети, выросшие в детских садах и летних лагерях, пока их родители пропадали на работе. На период их взросления выпало немало испытаний: война в Афганистане, развал Советского Союза. Как правило, аполитичны, скептически относятся к любой информации, рассчитывают только на себя. Предпочитают пользоваться соцсетями и электронной почтой, но в то же время смотрят ТВ и слушают радио. Хотят, чтобы их жизнь и жизнь их детей строилась по традиционному сценарию: школа – институт – трудоустройство – карьерный рост. Готовы к нелюбимой работе ради зарплаты и продвижения по службе. Но, в отличие от бумеров, трудятся ради личного и семейного блага, а не общественного.
Поколение Y – миллениалов – относят к рождённым с середины 80-х и до начала «нулевых». Их детство или молодость пришлись на активное развитие Интернета и IT, так что поколение next, как ещё называют миллениалов, с техникой, как правило, на «ты». Многие уже в школьные годы имели мобильные телефоны. Ведут активную жизнь в Сети. «Игреки» больше интересуются политикой в отличии от родителей. Их меньше волнуют такие понятия, как «стаж», «карьерная лестница», «социальные гарантии». Они легче уходят с работы, если их что-то не устраивает. При этом позднее взрослеют и дольше «висят на шее» у родителей. Пробуют свои силы в разных сферах, не спешат с трудоустройством и созданием семьи.
Завершает цикл поколение Z, зуммеры. Это современные дети, подростки и молодёжь, рожденные с 2003–2004 годов.
Поколение Z не представляет своей жизни без гаджетов и социальных сетей.
Вдохновляются компьютерными играми, мемами и аниме, их кумиры, скорее всего, известны в основном в Тик Токе и Ютубе. Склонны к саморефлексии. Штраус и Хау называли зуммеров хоумлендерами, поскольку «зеты» предпочитают «прогулки» в Интернете и виртуальное общение. С трудом понимают письменный текст, лучше усваивают видеообразы. Неограниченный доступ к информационным ресурсам приводит к тому, что современные дети знают многое, но часто слишком поверхностно. Получение знаний для них – не самоцель. Ведь информацию можно получить в любой момент, просто забив вопрос в поисковик. Легко справляются с режимом многозадачности: могут одновременно смотреть кино, выполнять работу и общаться в мессенджерах. Занимаясь чем-то, хотят получить быстрые результаты. Выбирают то, что им интересно в данный момент. Фриланс предпочитают «стабильной» работе в офисе. При этом специалисты отмечают, что число детей с синдромом дефицита внимания, нарушениями речи постоянно растёт. Зеты более возбудимы, впечатлительны, непоседливы, менее послушны. Но и аутистов становится больше: им сложнее взаимодействовать с миром, они больше погружены в себя, труднее вступают в «живое» общение. Они более инфантильны, менее самокритичны, не поддаются давлениям и убеждениям старших. С ними непросто взаимодействовать.
Следует отметить, что границы поколений – понятие достаточно условное. Рождённых в 1981 не всегда можно однозначно отнести к иксам, а в 1982 – миллениалам. Люди, появившиеся на свет в «пограничный» период, могут совмещать в себе черты обоих поколений.
Такие термины, как «думеры» и «блумеры», к этой теории относятся опосредованно. Это стереотипные персонажи, собирательные образы представителей своих поколений. Так, думерами называют людей, рождённых в конце 1990-х, страдающих от депрессий и одиночества. Блумеры – их оптимистичные ровесники, ведущие активный образ жизни. А для поколения, рождённого в 70–80 годах XX века, есть ещё одно название – «поколение пепси». В российских реалиях это люди, чьи детство и молодость пришлись на «лихие 90-е», а лозунгом стала реклама «пепси, пейджер, MTV». Поколение пепси росло без персональных компьютеров и Интернета под «Санту Барбару», «Секретные материалы», «Элен и ребята» и диснеевские мультфильмы. Они успели побыть октябрятами и пионерами. Сейчас детям 90-х плюс-минус сорок лет. И хотя у них наверняка есть страничка в «Одколассниках», «ВКонтакте» или «Фейсбуке», они по-прежнему ценят живое общение и читают книги.
– Современная молодёжь отличается от того, какими мы были в их возрасте, – говорит психолог городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова. – И это нормально, ведь время не стоит на месте, мир меняется. Если бы они оставались такими же, то не смогли бы адаптироваться в современных условиях. Мы больше гуляли, общались. У современной молодёжи живого общения гораздо меньше, они общаются в основном через Интернет. В этом вижу минус. С другой стороны, новое поколение более раскованное, свободнее выражает свое мнение, их авторитет ещё нужно заслужить.
Если ещё лет 20 назад учителя нужно было уважать априори, нынешние дети могут критиковать не только подход педагога, но зачастую и уровень его подготовки.
По мнению психолога, это скорее плюс, так как заставляет преподавателей искать современные подходы к обучению, развивать компетенции и постоянно актуализировать знания в своём направлении. Но учитывая, что для многих учителей «разрыв» с современными школьниками составляет два–три поколения, перестраиваться и менять шаблоны им сложно.
– Педагог, умеющий ставить себя на равную позицию с учениками, делать вместе проекты, пользуется большим уважением и любовью со стороны современной молодёжи, – подчёркивает Ульяна Зинова. – Есть учителя, которые развиваются вместе с детьми. Это правильная позиция: не ребёнка ломать под свои стереотипы, а идти рядом, следуя за его интересами. Для того чтобы выстраивать доверительные отношения с зетами, важно понимать и принимать особенности нового поколения. Они родились в век информатизации и не знают, как жить без Интернета, без Ютуба, соцсетей, – для них это норма жизни.
Поколение Z находится одновременно и в реальности, и в виртуальном пространстве, в информационном потоке. И поэтому привлечь их внимание гораздо сложнее: если информация неинтересна, они закрывают вкладку, стирают файл, заходят на другой сайт. Знания становятся прикладными: всё, что угодно, можно посмотреть в Сети. Именно она становится основным транслятором знаний, а не учитель, как раньше. В таких условиях задача педагога – направить и удержать внимание детей, что бывает очень непросто.
– Учитель должен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, давать информацию, с одной стороны, в доступной форме, с другой стороны, эта информация не должна быть затянутой, – объясняет психолог. – Как только начинаем говорить медленно или повторять одно и то же, дети начинают отвлекаться. Но клиповое сознание имеет и плюсы: ребёнок может выполнять несколько дел одновременно. Правда, это может приводить к гиперактивности, зато современные дети гораздо лучше усваивают информацию через зрительные образы: видео, картинки, аниме.
У разных поколений разные ценности. Для бумеров важны были общественные идеалы, для иксов – семья и стабильность. Игреки больше стремятся к новым впечатлениям и познанию себя. Зетам важны эмоции и удовольствие от жизни. Но базовые ценности: семья, любовь, дружба – имеют значение для всех поколений, это то, что объединяет «отцов и детей», отмечает психолог. Впрочем, некоторые зеты уже сами становятся родителями. Кто придёт им на смену? Исследователь Марк МакКриндл предложил перейти к греческому алфавиту и рождённых в 20-х годах XI века назвать альфами. Какими они будут и какие испытания приготовит для них будущее – покажет время. Пока ясно, что жизнь альфов с рождения будет проходить в двух реальностях. С тем, что современные малыши сначала учатся включать планшет и ролики на Ytube, а потом уже разговаривать, не поспоришь. Но всем, кто будет вздыхать или негодовать из-за этого, они наверняка скажут: «О,кей, бумер!»