Трагедия, произошедшая 11 мая в Казани, всколыхнула общество. Невозможно не соболезновать погибшим и раненным в гимназии № 175.
Невозможно не думать о том, как предотвратить подобное, в чём причина. Продолжу тему, начатую Марией Митлиной в материале «Казанская трагедия», опубликованном в № 51. Да, необходимо усилить меры безопасности в школах и ужесточить правила выдачи разрешений на оружие. Да, у Ильназа Галявиева признаки серьёзной психической патологии. Да, полностью исключить повторение «колумбайнов» – массовых убийств в учебных заведениях – невозможно. Но снизить этот риск для детей – задача взрослых.
«Мы же не стреляли!»
Не случайно клинический психолог Елена Белова отметила, что травля в школе может подтолкнуть к преступлению подростка в эмоционально неустойчивом состоянии. В то же время сегодня кипят бурные обсуждения этого. Сегодняшние родители, бабушки и дедушки подтверждают: травля в школе была и в те времена, когда ещё не было модного слова буллинг. Рассказывают, как над ними издевались во дворе и в классе, как было не принято, стыдно жаловаться взрослым. Да и помощи от них ждать во многих случаях не приходилось. «Учись давать сдачи», – советовали папы. «Не обращай внимания на нападки, и обидчики отстанут», – возражали мамы. И ребёнок оставался один на один с агрессивной толпой. Учителя оставались в стороне: «Дети всегда так играют».
В дебатах, развернувшихся в соцсетях, эти выросшие дети в большинстве своём не соглашаются, что травля могла стать причиной казанской трагедии: пусть и психически нездоровый, стрелок пришёл вымещать ненависть к миру в родную школу. «Нас травили тоже, но мы же не убивали! Тем более погибшие дети – не те, кто обижал стрелка, он убил невинных! Школьные обиды ни при чём!» – взрослые эмоционально не соглашаются с тем, что причиной «поехавшей крыши» послужила травля. И вроде бы всё говорят правильно и логично. Однако где гарантия, что именно буллинг не стал тем камнем, который склонил чашу весов неустойчивого психического здоровья убийцы в сторону болезни.
«Травля – причина трагедии»
Тесно взаимосвязанная со школьной травлей проблема – подростковые суициды. Вспомним: казанский стрелок планировал после массового расстрела покончить с собой. Почему исчезает чувство ценности жизни? Данные статистики гласят: у школьников, которых травят сверстники, впятеро чаще появляются суицидальные мысли.
В группе «Чёрное&Белое Магнитогорск» в социальной сети «ВКонтакте» в день трагедии разместил свой пост 12-летний Марк Мирзоев, ученик 59-й школы имени И. Х. Ромазана. Когда я пишу этот материал, у этого поста 429 лайков, 130 комментариев, 59 репостов. Марк возражает депутатам Госдумы, что причина агрессии – Интернет, и называет причиной казанской трагедии школьную травлю. Мальчик пишет сумбурно, не очень грамотно, но искренне. Нашлись «особо одарённые» взрослые комментаторы, тычущие в ошибки. Увидела я в комментариях и везунчиков, в чьей школьной жизни не было травли – или же запамятовали? А может, не были жертвой буллинга, потому и запомнилось только хорошее в школьные годы?
Снизить уровень агрессии
Дорогие читатели, давайте мы с вами не будем на расстоянии ставить диагнозы казанскому преступнику, пусть это сделают специалисты. Важнее другое. Беда, случившаяся в 175-й гимназии, заставляет задуматься о том, как снизить уровень агрессии в школьной среде, как защитить детей от буллинга. В Сети можно запретить разжигающие ненависть сайты и сообщества. На входе в образовательные учреждения можно поставить профессиональных охранников. Можно сделать из школы крепость. Но кто-то из детей каждый день будет идти в свой класс как на казнь, а потом долгие годы будет видеть школу в кошмарах. Главная опасность не снаружи. Взрослый может сменить место учёбы или работы. У ребёнка выбора нет – и если ему плохо в школе, это может привести к трагедии.
Детям в предподростковом и подростковом возрасте свойственно учиться общению в группе, искать «своих», определять своё и чужое место в коллективе. Поэтому травля или её попытки свойственны именно школьникам. У нас был дружный класс, но когда мы собрались через долгие пять лет после девятого, многие просили друг у друга прощения за школьные выходки. Читая о подростковой травле, понимаю: у нас и в худшие моменты всё было не так страшно, как могло бы. Повезло с неравнодушным, умным классным руководителем. На фильм «Чучело» (12+) ходили всем классом.
Задача педагогов и психологов – грамотно работать с группой, пресекая подобные явления, объясняя, что шутка и игра – это когда весело и интересно всем, но не когда все смеются, а один плачет. Нужно учить детей защищаться, вовремя обращаться за помощью к взрослым. Ценить своё личное пространство и свою жизнь, а значит, уважать чужие границы, видеть в других – людей.
Проект «Жить!»
Этому способствует проект «Жить!», созданный и координируемый отделом по делам несовершеннолетних администрации Магнитогорска. Его начальник Любовь Щебуняева говорит:
– Гибель людей – всегда трагедия, а гибель детей – великая беда. Скорбим вместе с Казанью. То, что случилось в Татарстане, лишний раз подтверждает острую необходимость кропотливой, планомерной и регулярной деятельности по предупреждению асоциального поведения в обществе. Сегодня в Магнитогорске органы системы профилактики ведут серьёзную работу в этой сфере. Не случайно межведомственный социальный проект «Жить!» развивается сразу в нескольких направлениях и нацелен прежде всего на формирование у детей ценности жизни, воспитание в них командного духа и гуманного отношения к окружающим. Кроме того, важно найти подход к каждому подростку, знать, чем он дышит, о чём думает, как смотрит на мир. Этот педагогический принцип должен быть незыблем на все времена.
Проект «Жить!», стартовавший в конце 2017 года, первоначально был направлен на профилактику суицидального поведения детей и молодёжи через создание волонтёрского движения студентов, старшеклассников, на просветительскую работу. В 2019 году целевая установка проекта была скорректирована и направлена в целом на профилактику асоциального поведения с учётом роста количества преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
К реализации проекта привлечены все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: представители управлений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спорта и культуры, правоохранительных и надзорных органов, общественных организаций.
Сотни подростков прошли обучение в рамках подпроектов «Равный – равному» и «Я – волонтёр». В образовательных организациях города создано волонтёрское движение студентов и школьников, направленное на просветительскую и мониторинговую работу по профилактике асоциального поведения.
Вытащить из асоциальной среды
Увеличение социально негативных явлений в среде несовершеннолетних, таких, как рост числа суицидов, случаев буллинга, употребления психоактивных веществ, появление новых информационных угроз говорит о необходимости пересмотра профилактической работы в муниципальных общеобразовательных организациях и учреждениях социальной защиты населения. Изменение режима работы школ с очного на дистанционный в связи с пандемией covid-19 обострило существующие проблемы, причиной – безнадзорность несовершеннолетних, когда родители заняты работой, а учителя далеко.
Были организованы дополнительные профессиональные программы повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в вопросах организации, формирования содержания и проведения профилактики суицидов, буллинга, употребления психоактивных веществ, экстремизма, создания безопасной информационной среды в организациях.
С апреля 2020 года дом учащейся молодёжи «Магнит» реализует проект «Ступени в профессию» благодаря гранту фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках программы «Не оступись!». Цель проекта – создание системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учётах, в образовательном пространстве дополнительного образования города. Тридцать обучающихся из девяти магнитогорских школ посещают кружки, уроки карьерного роста и предпринимательства, занятия психолога, экскурсии, мастер-классы, просветительские лекции, консультации с юристами, участвуют в конкурсах.
Летом 2020 года стартовал проект под названием #PRO.ПРАВО.ONLINE, организованный на базе центра правовой информации «Библиотека Крашенинникова», направленный на профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних и молодёжи.
Однако по-прежнему остро стоят проблемы подростковой преступности, неисполнения родителями своих обязанностей, самовольных уходов подростков из семей и государственных учреждений.
В кризисном состоянии
С особенной горечью Любовь Щебуняева говорит о том, что в 2020 году три школьника покончили с собой, попытались совершить суицид – 18. Жизненно важно вовремя выявить, что подросток находится в кризисном состоянии – высказывает суицидальные намерения, употребляет алкоголь, наркотические, психоактивные вещества. Сегодня под пристальным вниманием педагогов и психологов 51 такой подросток. Сумеют ли помочь, успеют ли?
Замечательно, что такая работа системно и целенаправленно ведётся на городском уровне. Но главное, как мне кажется, зависит от близких – мамы, папы, бабушки с дедушкой, учителя, которому подросток доверяет. Чтобы ребёнок ощущал ценность жизни, чтобы ему было к чему стремиться, о чём мечтать, нужно одно простое условие – любовь. Безоблачного детства не существует. Конфликты со сверстниками, трудности в учёбе, взаимонепонимание с родителями – кто от этого застрахован? Но когда школа становится личным ежедневным адом ребёнка, это уже не испытания, помогающие закалить характер, а истязания, способные сломить, озлобить, свести с ума. Пожалуйста, защищайте своих детей. Спросите, как прошёл день, посмотрите в глаза, обнимите. Ребёнок должен быть уверен: вы на его стороне.