Реформы подразумевают изменение модели взаимодействия науки, производства и образования. Советская модель, позволившая СССР в короткие сроки пройти путь от "сохи до ядерной бомбы", в конечном итоге проиграла американской.
Социалистическое хозяйствование рассматривало образование, науку и само производство как систему взаимосвязанных отраслей, работающих по единому плану, позволяющему сбалансировать отдельные элементы этой системы. Место фундаментальной, прикладной науки и образования в рамках этой модели было четко определено. Академия наук и принадлежащие ей НИИ занимались фундаментальной наукой, отраслевые НИИ - прикладной в соответствии с профилем обслуживаемой ими отрасли под патронатом соответствующего министерства. Кадры готовили учебные университеты и институты. Наука и образование в основном финансировались государством.
Создаваемые отраслевыми НИИ новые технологии становились общим достоянием и внедрялись с подачи министерства. Финансирование отраслевых институтов, координация их работы с производственными предприятиями, учебными институтами осуществлялись централизованно. Недостатком системы была забюрократизированность, неповоротливость. Система не успевала за возрастающими запросами общества.
Это и определило переход к рыночной экономике. Производственные отрасли, бывшие по сути сверхмонополиями, распались на конкурирующие между собой предприятия. Изменения отношений в сфере производства повлекли за собой изменение отношений в цепочке производство-наука-образование. Отраслевые НИИ, которые выжили, превратились в пасквильные институты, перешли на самоокупаемость и теперь сами формируют портфель заказов, заключая договора с предприятиями. Отраслевые учебные институты, лишенные поддержки, сосредоточились на образовательных услугах, переориентировались на специальности, востребованные на рынке.
Полное изменение профиля подготовки в них сдерживалось госзаказом и кадровым потенциалом. Одновременно с перепрофилированием государственных вузов начала создаваться частная сеть, ориентированная на наиболее конъюнктурные направления подготовки.
Отсутствие централизованного планирования усложнило формирование государственного заказа на подготовку кадров. Обозначилось несколько общественных и технических проблем. Прежде всего встает вопрос - какое общество мы строим? Если общество равных возможностей - то образование, включая высшее, должно быть бесплатным и его получение должно ограничиваться только способностями личности. Высота планки вступительных испытаний может служить количественным ограничителем, определяющим государственную потребность. Если же мы строим сословное общество, то высшее образование будет преимущественно платным.
Бесплатным останется образование, связанное с государственной безопасностью, как в технической, так и гуманитарной сферах.
Вся техническая трудность заключается в определении потребности в кадрах высшей квалификации в частном секторе производства.
Организация научной деятельности при отсутствии централизованного планирования также создает определенные сложности. Фундаментальная наука, скорее всего, продолжит свое развитие за государственные деньги в рамках Академии наук и ее НИИ. Университеты включены в эту работу через гранты:
Организация прикладной науки, ранее сосредоточенной в отраслевых НИИ, сегодня претерпевает наибольшие изменения. Наметилось несколько точек роста новой структуры в системе производство-наука-образование. Первое: НИИ, потерявшие статус отраслевых превратились в профильные, стали сами собирать портфель заказов, устанавливать прямые связи с предприятиями, самостоятельно решать проблему подготовки кадров, устанавливать связи с учебными заведениями или создавать учебные структуры внутри себя. Второе: наукоемкие предприятия, формирующие научные и образовательные подразделения, заключающие договора с НИИ и вузами. И, наконец, третье: университеты, имеющие научные и опытно-производственные структуры - технопарки.
Сверху на это новообразование, основанное на частном интересе, нетерпеливое государство нахлобучивает структуру федеральных университетов с огромным государственным финансированием, по сути, возвращая советскую систему. Вместо развития науки начинаем строить корпуса.
Выходит, что мы строим сословное общество. Создавая новую систему, федеральное правительство, ограниченное в средствах, ставит задачу оптимизации профессионального образования. Предпринимаются попытки механического объединения ВУЗов без учета их специфики и местных условий.
Все это напрямую касается Магнитки, имеющей три высших учебных заведения - два университета и консерваторию. В интересах всех нужно объединить усилия властей, руководителей предприятий, вузовской и городской общественности, студентов - для сохранения статуса наших университетов.
Потенциал университетов города соответствует современным требованиям и позволяет позиционировать их как региональный научный и культурный центр. Это не только амбиции вузов, но и прямая выгода городу. Региональный университетский центр, кроме высокого качества образования, подразумевает наличие культурной хорошо развитой инфраструктуры культуры во всех направлениях жизнедеятельности. Молодежь во все времена стремилась получить образование в учебных заведениях, расположенных в культурных центрах. Рассматривая Магнитогорск с этой точки зрения, приходится констатировать недооценку культурного потенциала города как магнитогорцами, так и руководителями региона.
На сегодняшний день основной бренд и кормилец города - ММК. Город родился из потребностей обеспечения рабочей силой и создания условий для ее воспроизводства. Но крупнейший комбинат мог и может функционировать только при наличии руководителей такого же духовного масштаба. А такие люди не могли прозябать в условиях, не соответствующих их деловому размаху. Поэтому они строили город, достойный себя, преодолевая в советское время рамки, установленные статусом уездного города, и развивают город сегодня, стараясь сделать свой дом красивым и удобным. В результате таких усилий возник городской комплекс с инфраструктурой областного города и зоной отдыха мирового уровня в Уральской Швейцарии.
Становление городского университетского комплекса Магнитки в качестве регионального научного и культурного центра требует усиления работы по рекламе города как центра науки, образования, культуры и отдыха. ММК по-прежнему остается основой Магнитогорска, но новое качество социокультурной среды создает новые возможности для развития, позволяет привлекать людей, уже не связанных с металлургическим производством. Я говорю о людях, которые едут в Магнитогорск, чтобы потратить свои деньги, заработанные в других местах. И привлекает не ММК, а созданные им возможности в социокультурной сфере - больницы, спорткомплексы, аквапарк, горнолыжки, зоны отдыха.