Участниками круглого стола «Ресурсный класс в общеобразовательной школе: на пути к инклюзии» стали руководители и педагоги городских общеобразовательных и коррекционных школ, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и специалисты БФ «Металлург».
Особые условия для особенных детей
Первый ресурсный класс Магнитогорска начал работу 17 января 2022 года в школе № 20. Ресурсный класс – это специализированный класс для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) и с синдромом Дауна, находящийся в обычной школе. У детей с такими диагнозами есть сложности с усвоением школьной программы, но главная проблема – нарушения поведения и трудности коммуникации. При этом у детей с РАС уровень когнитивных функций колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта, они могут обладать выдающимися способностями в разных областях.
Задача педагогов ресурсного класса – бережная адаптация детей к интеграции в «нормальную» среду, обучение навыкам социализации и помощь в усвоении академической программы. Для этого у каждого ребёнка есть личный помощник – тьютор, сопровождающий его в течение учебного дня. Дети занимаются в отдельном специально оборудованном кабинете, осваивают в индивидуальном темпе учебную программу и навыки социального поведения и постепенно адаптируются к занятиям в классе с нормотипичными детьми.
Ресурсный класс – это дорого и сложно, но на данный момент это самый эффективный способ инклюзии особых детей в социум. Социуму такие классы тоже необходимы. Взаимодействие с особыми одноклассниками у обычных детей развивает толерантность, принятие инаковости, эмпатию, доброту – те качества, которые так необходимы в современном обществе. Открытие ресурсного класса в Магнитогорске было бы невозможно без финансовой поддержки, главным спонсором выступили ПАО «ММК» и благотворительный фонд «Металлург».
Первые итоги
Основной целью круглого стола стало знакомство педагогов и специалистов с практикой и результатами работы ресурсного класса на базе общеобразовательной школы. Перед собравшимися выступили директор школы № 20 Александр Берченко, кандидат психологических наук, директор АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования» Ирина Перелыгина и педагог ресурсного класса Гульнара Кадырова. Также участники круглого стола посетили ресурсный класс, посмотрели его оснащение и поговорили с педагогом и тьюторами.
Открывая круглый стол, Александр Берченко отметил: поначалу сам не слишком верил в успех проекта. Больше всего опасений было связано с тем, как отреагируют на создание класса родители «нормотипичных» детей. Но проблем не возникло. Более того, родители благодарили коллектив школы за положительное влияние «особых» деток на ребят. В этом несомненная заслуга педагогов ресурсного класса, много сил и времени уделяющих полноценной инклюзии.
– В материальном отношении наш класс даже в чём-то лучше класса в школе № 109 Челябинска, а педагоги – не хуже челябинских специалистов, – подчеркнул директор. – Гордимся и рады тому, что система работает.
Сейчас в классе учатся пятеро детей с РАС в возрасте 8–9 лет по программам для детей с нарушениями аутистического спектра 8.2 и 8.3. В прошлом году дети учились по программе первого дополнительного класса, сейчас они пришли в первый основной класс. В команде ресурсного класса пять тьюторов – четыре дефектолога и психолог. Ежедневно у детей четыре урока. Расписание составляется индивидуально: кто-то может заниматься без перерыва десять минут, кто-то – три минуты. В конце второй – начале третьей четверти дети вышли в регулярные классы – это основная цель инклюзии. Начинали с уроков музыки, ИЗО и физкультуры. Сначала на пять минут, сейчас они уже могут проводить в классе нормы до 35 минут. Первые месяцы дети не выходили в столовую, сейчас обедают вместе с остальными школьниками, могут сидеть за столом без наушников, без криков и слёз. В учебном году дети посетили музей театра «Буратино» «Закулисье», побывали в «КрутоЦентре», Экопарке, Краеведческом музее. Они очень хорошо проявляют себя в творчестве, становились участниками и лауреатами различных конкурсов.
Процесс инклюзии должен быть комфортным для всех школьников. Чтобы особые дети нашли себе друзей, было проведено более 30 коммуникативных групп, когда детки из общеобразовательной школы приходили в ресурсный класс. На совместных занятиях дети играли, занимались творчеством, отдыхали. К коммуникативным занятиям ребят среднего звена готовили на «уроках доброты»: знакомили с особенностями детей с РАС, объясняли, как они воспринимают мир, проводили презентацию каждого ребёнка из ресурсного класса.
– Сейчас школьники из разных параллелей уже по собственной инициативе приходят в ресурсный класс, хотят проводить время с особыми детьми, играть с ними на переменах. Некоторые даже высказали пожелание в будущем освоить профессию психолога или дефектолога, – рассказала Гульнара Кадырова.
Также собравшимся представили историю Арины – девочка учится по программе 8.2 для детей, испытывающих сложности с усвоением школьной программы при сохранном уровне интеллекта. Она поступила с хорошими академическими знаниями, читала, разбиралась в основах математики, имела представления об окружающем мире. Но отмечались трудности с концентрацией внимания, коммуникацией, уровнем словарного запаса. Ей было сложно озвучивать просьбы, понимать инструкции. За год Арина научилась контролировать нежелательное поведение, освоила навыки социального взаимодействия. Сейчас она может заниматься в обычном классе в течение всего урока ИЗО, около 15 минут – на уроке физкультуры, более получаса – на музыкальных занятиях. Может решать задачи и вычислять в уме, писать под диктовку, вести диалог, у неё расширился словарный запас, появилась фразовая речь.
Прикладной анализ поведения
Успехи детей связаны, в том числе, с применением методики прикладного анализа поведения (АВА). Данный подход коррекции сегодня является наиболее эффективным и доказанным при работе с детьми с РАС. Педагоги ресурсного класса освоили его благодаря гранту фонда «Металлург» при участии АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования».
– Идея сотрудничества пришла из школы – директор и коллектив обратились за поддержкой, – рассказала директор института Ирина Перелыгина. – Был ряд задач, для реализации которых ресурсов школы не хватало. Идея проекта – не просто закрытие потребностей ресурсного класса, а развитие инклюзивного образования в городе и на юге Челябинской области. Пока это только идея.
Финансовую поддержку оказал БФ «Металлург» – проект получил грант в рамках конкурса «Спав добра и дела». На эти средства было организовано обучение специалистов ресурсного класса по международной программе освоения прикладного анализа поведения. Методика с доказанной эффективностью, как отметила Ирина Перелыгина, работает не только на «особенных» детях, но и на обычных, и даже на взрослых. Это достаточно дорогостоящая программа, обучение проводят московские специалисты. Оно включает годовой курс супервизии, выездные семинары и еженедельное консультирование. Теперь и магнитогорские педагоги, освоившие программу, смогут делиться опытом с коллегами. Они уже проводят лекции и мастер-классы по прикладному анализу поведения для студентов Института гуманитарного образования МГТУ. Методика будет полезна и для учителей обычных классов, у которых тоже есть ученики с особенностями поведения и развития. Также благодаря гранту школа приобрела мебель для пятого ученика ресурсного класса и методические пособия.
– Крайне важно выходить в другие организации не только внутри школы и работать с родителями особенных детей, которые пока не имеют возможности учиться в ресурсном классе, – подчеркнула Ирина Перелыгина.
В рамках программы было проведено 32 часа консультаций с инклюзивным наблюдателем проекта Ксенией Хвостовой, составлены и реализованы индивидуальные коррекционные программы развития навыков для каждого ученика. Дважды проведено тестирование посредством инструментария ABBLS-R: в начале и в конце учебного года. Тестирование проходило в течение одного-двух месяцев в зависимости от возможностей ребёнка. Оценивались академические навыки, навыки самообслуживания, умение просить, так как в числе детей есть и не владеющие вербальной речью, и другие показатели – всего анализировалось 544 навыка.
–У всех детей второе тестирование отметило положительную динамику, – подчеркнула Гульнара Кадырова.
Мнение педагогов
– Мы ощущаем, что с каждым днём всё меньше нужны детям – это главный показатель того, что проект даёт результаты, рассказала тьютор ресурсного класса Анастасия Пушкарёва.
К сожалению, двое детей не смогли адаптироваться – одна девочка по медицинским показаниям вышла из проекта, так как не могла ежедневно посещать школу. Мама второго ученика открыла свой инклюзивный центр, и сейчас её сын обучается там. На их место пришли два новых ребёнка.
– Ресурсный педагог чётко курирует процесс, чтобы дети становились самостоятельными, – уточнила Анастасия. – Сейчас зарядку выполняют абсолютно все без тьютора. Они сами посещают уборную, выполняют другие режимные моменты – мы просто сопровождаем по коридору. Большая часть детей самостоятельно доходит до класса. Возможно, это кажется мелочью, но для наших детей это большая победа. Все показывают результаты и в освоении академических знаний. Дети нашли друзей, освоили часть навыков социального взаимодействия – это наша основная цель, очень этим гордимся. Такие классы дают возможность детям с РАС быть в обществе, взаимодействовать с нормотипичными детьми, а в дальнейшем получить профессиональное образование и найти работу. Люди с аутизмом могут стать успешными профессионалами, и таких примеров немало. Считаю, что ресурсные классы нужны в каждой школе – это должно стать нормой.
И хотя это очень дорогой проект, большая часть расходов – обучение тьюторов. Когда оно станет доступнее, затраты на открытие ресурсных классов снизятся.
– Никакая коррекционная школа не даст возможности ребёнку так социализироваться, как ресурсный класс. Здесь ежедневно особые дети взаимодействуют с нормотипичными, могут наблюдать, как они играют, как они дружат, как они ведут себя социально-приемлемым способом, – отметила Гульнара Кадырова. – Есть запрос на уровне области по открытию ресурсных классов, но нужна «инициатива снизу». Родители должны понять, что их дети имеют равные права на получение образования в обычной школе. Лучше ресурсных классов для детей с РАС ещё ничего не придумали – вся система здесь направлена на индивидуальные нужды ребёнка. Рады, что коллеги проявили интерес, мы готовы делиться опытом, своими методиками, готовы обучать педагогов, чтобы они пользовались современными и научно-обоснованными технологиями. Коллеги видят наши успехи и готовы сотрудничать и тиражировать наш опыт. Мы меняем к лучшему жизнь не только этих пятерых детей и их семей, мы меняем мышление общества, мышление детей. Они становятся более толерантными, способными принимать особенности других людей, и это здорово.