Тема детского воровства актуальна всегда. Если не отреагировать на подобные случаи вовремя, то они могут привести к делинквентным формам поведения, что уже относится к правонарушениям и влечёт уголовную ответственность. Как же вести себя родителям, которые обнаружили факт кражи?
Самое главное – нужно понять, что угрозы и физическое наказание могут причинить вред, как и высказывания типа «Вор нам не нужен…» Правильнее разобраться в причинах поступка и принять меры, чтобы он не повторился. Ведь причина воровства кроется глубже, её нельзя разглядеть на поверхности. Вот несколько рекомендаций, чего категорически нельзя делать родителям:
Навешивать «ярлыки». Нужно понимать, что один или несколько случаев ещё не говорят о том, что ребёнок «станет вором». Также нельзя постоянно напоминать о проступке и клеймить ребенка.
Унижать и оскорблять. Нужно избегать обсуждения случившегося с посторонними людьми, особенно публично.
Физически наказывать. Это категорически запрещено в данной ситуации, ведь причина воровства может быть реакцией на проблемы в семье.
Кричать. Родители должны понимать, что криком не решить данную проблему. Напряжение возрастёт, ребёнок может даже закрепить это состояние, оно будет для него как деструктивный «релакс». Так, один тринадцатилетний подросток рассказал: «Когда родители ругались, мне становилось плохо, было напряжение… Я был похож на «смятую бумажку». Потом, когда залезал в карман или сумку матери, мне было легче. На моменте, когда я залезал, состояние «смятой бумажки» еще сохранялось, но когда дело было сделано, я достигал результата, состояние проходило. Было легче, но на короткое время, потом напряжение снова возвращалось…»
Самое главное, нужно удостовериться, что факт кражи действительно имел место и это не ложное обвинение. Спокойно и строго скажите о своём отношении к воровству ребёнку, о своих чувствах, как вы расстроились, узнав правду. Постарайтесь понять причины кражи. Это может быть попытка завоевать авторитет в кругу друзей, тогда стоит объяснить, что «завоёвывать» дружбу таким способом неприемлемо. Это будут ненадёжные «друзья», а «друзья-однодневки», которые отвернутся и не будут дружить, если их не угостить. А если его заставляют своровать у родителей, применяя угрозы физической расправы, ребята постарше, то следует срочно принимать меры.
Но в большинстве случаев кража ребёнка является реакцией на семейные проблемы, и тогда начинать нужно с родителей. Оставлять без внимания саму ситуацию нельзя. Не нужно отворачиваться от ребёнка, лишать его внимания. Нужно отделять поступок от самого человека. Ведь человек может исправиться, если выявить и устранить причину данного проступка. Дайте ребёнку понять, что вы готовы помочь, по-прежнему его любите, очень сожалеете о случившемся, тревожитесь за него. При необходимости предложите обратиться к психологу. Например: родители поняли, что причиной воровства ребёнка стали их частые ссоры, пошли к психологу, разрешили конфликт, и как следствие у ребенка снизились предпосылки к воровству. В дальнейшем они и вовсе исчезли – на это ушло около семи месяцев постоянной работы родителей над своими отношениями, принятие себя и друг друга.
Причиной воровства может быть избалованность вещами, игрушками, когда ребёнка «заваливают» вещами.
Очень вредно с духовной точки зрения исполнять мгновенно желания детей. Родитель должен своим примером учить волевому поведению. Трудно сдерживать сиюминутные «хотелки», этому надо учить ребёнка с раннего возраста. Нужно объяснять: не всё, что мы хотим, полезно для нас, и закреплять каким-либо примером из его или своей жизни.
Также родители должны обратить внимание на своё поведение: всегда ли они честны? Не присваивают ли чужое имущество на глазах у детей, например, кошелёк, найденный в магазине или на улице? Дети копируют поведение взрослых. Родители должны относиться внимательнее к жизни ребёнка, интересоваться, что происходит с ним, доверять ему, знать, каковы его отношения со сверстниками, быть в курсе увлечений, участвовать в его делах, поддерживать в начинаниях, подбадривать.
Также у детей должны быть свои домашние обязанности по возрасту. Это тоже помогает развитию воли и ответственности. Ни в коем случае не сравнивайте детей с кем-то, не ставьте в пример других конкретных детей. Для ребёнка очень важно быть единственным. Если для родителя появляется кто-то лучше, то наступает разочарование в себе, чувство ненужности миру, становится низкой самооценка, вера в себя исчезает, что приводит к трагическим последствиям, – как правило, у ребёнка исчезает смысл жизни.
На профилактику кражи влияют различного рода увлечения, в которых раскрываются таланты ребёнка. Родитель должен своим примером показать, что человек постоянно развивается, стремится найти увлечения по душе, учитывая, что дети постоянно копируют наше поведение, привычки и взгляды на жизнь. И самое главное – нужно помнить, что, если ребёнок украл, это ещё не значит, что он вор. Всё можно изменить только с помощью понимания, любви и терпения.
Елена Иванова,
заведующая психологической
лабораторией ГБУЗОПНБ № 5