В центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи прошёл городской вебинар "Панорама творческих идей". Воспитатель детского сада № 83 Ольга Палченкова выступила на нём с рассказом о развитии способностей малышей с помощью зелёных насаждений.
Магазин цветов
Ольга Палченкова трудится в сфере педагогики около пяти лет. Получила диплом педагога-психолога, прошла повышение квалификации по программам "Менеджмент в образовании" и "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников". Знает особенности информационно-коммуникационных технологий. Сейчас работает в детском саду воспитателем.
- Ни для кого не секрет, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, - отметила Ольга Сергеевна. - У детей в большинстве случаев наблюдается недостаточная координация мелкой моторики. Для её развития разработаны разнообразные методы и приёмы. Меня больше всего привлекла гарденотерапия. Этот термин произошёл от английского слова garden - сад, то есть эксперты предлагают лечение садом, растениями.
Казалось бы, ничего сложного. Можно предложить ребёнку посадить цветок или семена гороха. А на самом деле эти простые действия помогают преодолеть проблемы с речью и поведением, а также негативные эмоциональные состояния.
- Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырёх сферах, - пояснила Ольга Палченкова. - Интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической. Занятия способствуют улучшению памяти и внимания, наблюдательности и умению планировать, принимать решения. Также при этом увеличивается словарный запас и пробуждается любопытство. Появляются новые навыки общения. Ведь надо разговаривать друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на своё мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Когда человек выполняет какую-то работу, это положительно сказывается на чувстве собственного достоинства, появляется вера в себя. А если речь идёт о малыше, то это ещё и становление адекватной самооценки. Ответственность и гордость за успех повышают её. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения.
Милая возня с грядками развивает и основные моторные навыки, тренирует все группы мышц. Ну а пребывание на свежем воздухе, многообразие цветовой палитры, птицы, запахи растений улучшают общее состояние организма.
Воспитатель детского сада № 83 рассказала, что для подобных занятий с детьми можно вести беседы, показывать растения и картинки, а также видеоматериалы. Но главное, конечно, - практика. Это могут делать и родители. Лучше - в форме игр, а не в приказном порядке. Ольга Сергеевна подсказала, что есть подвижные игры вроде "Магазина цветов" и успокаивающие - "Сказочное путешествие песочного колобка".
Одинокий подорожник
Для повышения самооценки и снятия зажатости, скованности в группе Ольги Сергеевны играют в цветок по имени Незабудка. Дети при этом обсуждают, почему все цветы "нападали" на Незабудку, что она при этом чувствовала. Рассказывают, было ли с ними нечто подобное, и строят предположения, что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок. Это и сказка, и общение, и действие. Ну а сюжет похож на "Гадкого утёнка".
- На поляне среди красивых цветущих растений появилась невзрачная Незабудка с большими листьями, - повествует Ольга Палченкова. - Все над ней смеялись, обзывали, и она была совсем одинока. Однажды утром, когда все растения на поляне проснулись, они увидели необыкновенную красоту - растение, усыпанное маленькими синенькими цветочками, издающими невероятный аромат. Растения на поляне стали восхищаться, устроили бал, но так и не поняли, что этот великолепный цветок и есть тот самый уродец с огромными листьями, который они не принимали.
Дети, кстати, довольно быстро начинают комментировать сказку и пояснять, что цветы на поляне никакие не друзья Незабудке. Ведь друзья не будут смеяться и обижать. В дошкольном учреждении даже начали делать мультфильм, который тоже посвящён природе и одиночеству. Правда, не про незабудку. Он называется "Одинокий подорожник". Идея пришла спонтанно. В прошлом году гуляли в парке, и ребята увидели подорожник. Он рос совершенно один. Детям стало его жалко, и они попросили пересадить его в клумбу, к цветам, чтобы не скучал.
- Я им объяснила, что мы можем повредить корешки растения, и оно погибнет, - пояснила Ольга Сергеевна. - Предложила по пути в детский сад и домой проходить по той дорожке, где растёт подорожник, и тогда ему не будет так одиноко. Дети ещё долго вспоминали об этом, рассказывали, как подорожник менялся в течение лета. И у меня появилась идея создать мультфильм-историю. Дети восприняли это с восторгом, очень старались, мастеря декорации, героев. Постараемся доделать наш мультфильм и показать его.
А ещё можно играть с камушками, шишками, ветками или, к примеру, в "Юного Айболита". Для игры в доктора понадобится специальный набор для ухода за цветами - пульверизатор, губка, щёточка, кисточка, лейка.
- Дети надевают костюмы, повторяем технику безопасности и правила ухода, - поделилась опытом Ольга Сергеевна. - Потом поливаем, рыхлим, опрыскиваем комнатные растения. Впрочем, во многих семьях есть сады, огороды, и лучше, конечно, играть там. Правда, родители зачастую запрещают трогать посадки, опасаясь, что дети что-нибудь повредят. Этим они отбивают желание что-либо делать и понижают самооценку ребёнка. Лучше пригласить принять участие в процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к окружающему, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознаётся роль природы в жизни человека.