В русле суперактуального в последние годы для государства вопроса – профессионального ориентирования детей начиная со школьного возраста – академический лицей развивается, пожалуй, уже 20 лет – с самого своего создания.
Три профильных класса – математико-информационный, гуманитарный и химико-биологи-ческий – сразу определяли вектор развития лицеистов. Этого для раскрытия потенциала учеников руководству учреждения во главе с директором Людмилой Смушкевич показалось недостаточным: академический лицей одним из первых в городе, а по многим параметрам даже в регионе, начал участвовать в различных государственных образовательных программах. И, как только школы получили возможность стать инновационными площадками для реализации той или иной образовательной модели, лицей тут же воспользовался и этой возможностью.
– С 2016 года мы стали инновационной площадкой и регионального, и федерального уровней, с каждым годом расширяем сферу взаимодействия по разным направлениям, – говорит директор академического лицея Людмила Смушкевич. – Прежде всего, взялись за создание и развитие партнёрских отношений в рамках инновационной площадки «Сетевое взаимодействие лицея с организациями науки, бизнеса, производства как условие формирования готовности к выбору инженерных профессий обучающимися». Мы единственная в Магнитогорске ассоциированная школа ЮНЕСКО. Партнёрами лицея являются почти два десятка университетов от Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Москвы, что даёт нашим ученикам реальные возможности участвовать в проектной деятельности не только при помощи педагогов лицея, но и профессоров федеральных вузов, которые потом ждут выпускников лицея с распростёртыми объятиями для дальнейшего обучения. Установлены прочные связи и с бизнес-сообществом города – к примеру, с международной компанией «Компас плюс», которая присматривает для себя перспективные кадры среди учеников – некоторые работают в компании будучи ещё школьниками.
Кузница кадров
Следующим шагом программы профессионального ориентирования школьников является система наставничества, и лицей вот уже два года является инновационной площадкой в этом направлении. Стажировка, два дня проходившая в стенах лицея, стала своего рода курсами повышения квалификации педагогических кадров в системе этой работы как важнейшего механизма предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения школьников. В системе академического лицея ученики, преодолев четыре года начального звена, проходят три этапа: общеобразовательный – он длится с пятого по седьмой классы, в восьмом и девятом – предпрофессиональной подготовки, десятый и одиннадцатый – профессиональное обучение. Это позволило рассматривать возможность полного включения учеников в развитие программы профподготовки не только на уровне лицея и муниципалитета, но и региона. Региональные сессии, научно-практические конференции и выездные профильные смены с участием двух сотен детей из разных образовательных учреждений области проведены лицеем совместно с Южно-Уральскими государственным и аграрным университетами, медицинской академией, Курчатов-центром, в содружестве с которым удалось отработать, в том числе, систему наставничества.
В лицее в рамках предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения ученики получают знания и навыки по трём направлениям: помощник консультанта в области цифровых технологий населения – для учеников так называемого математического класса, вожатого – для гуманитариев и лаборанта химического анализа – для будущих химиков. Академический лицей единственный в Магнитогорске получил лицензию на право профессиональной подготовки, дающую прошедшим курс профессионального обучения сертификат, который станет неоспоримым бонусом в будущем трудоустройстве.
Стажировочная площадка
На стажировку в Магнитогорск приехали представители двух школ и лицея Троицкого муниципального образования, по две школы из Чесменского и Варненского районов, школы Верхнеуральска. Участвовали в форуме также партнёры лицея – магнитогорская школа № 61 и городская инновационная площадка – Дворец творчества детей и молодёжи. Участников приветствовала начальник отдела дополнительного образования управления образования городской администрации Виктория Засова, отметившая актуальность поставленных вопросов. Заместитель директора центра повышения квалификации и информационно-методической работы Галина Петрова отметила, что лицей, как одно из самых, а во многом и самое инновационное образовательное учреждение взял на себя ответственность в реализации самой актуальной площадки на современном этапе развития образования. Галина Борисовна же определила и основную тему обсуждения: можно и нужно ли ставить между понятиями «учитель» и «наставник» знак равенства?
Суть работы стажировочной площадки – полноценные курсы повышения квалификации педагогических кадров. По итогам участникам нужно составить проект создания системы наставничества в собственных заведениях исходя из опыта академического лицея, защитить его и получить удостоверение о повышении квалификации.
За образовательными новациями стоят конкретные цели: обеспечение реальных, качественно новых возможностей для школьников – от повышения уровня осведомлённости о профессии до расширения личного опыта учащегося в профессиональной деятельности, что в конечном счёте и определит осознанный, взвешенный выбор не только будущей профессии, но и траектории развития в ней. Федеральный и региональный бюджеты готовы вкладывать в развитие этой системы немалые деньги, предлагая разные варианты в презентациях и докладах, выложенных в глобальной Сети в свободном доступе. Для осуществления программы в академическом лицее в течение десяти лет созданы мощные лаборатории информатики, биохимическая и мехатроники и 3D-моделирования, внедрён информационно-библиотечный центр, центр по работе с одарёнными детьми, организационно-методический ресурсный центр, выполняющий также функцию повышения кадрового потенциала. Результаты работы этой базы участники стажировочной площадки оценили с первых минут работы.
– Я третий раз участвую в мероприятиях академического лицея, и каждый раз в полном восторге от идей и коллектива Людмилы Смушкевич, – говорит директор чесменской школы № 1 Светлана Шиховцева. – Мы сотрудничаем с Людмилой Николаевной давно, она щедро делится своими наработками, педагоги лицея не раз приезжали к нам в район, проводили мастер-классы, готовили детей к экзаменам, в том числе ЕГЭ. Многое почерпнули из инновационных проектов лицея в сфере технологии, информатики… И каждый раз, встречаясь с педагогами, даже самыми молодыми, удивляюсь: где вы их берёте, таких талантливых, креативных? Ответ прост: взращивают сами, заражая своей деятельностью и постоянным стремлением к чему-то новому.
На верном пути
Подтверждение успешности внедрения системы наставничества – проведённые среди её участников опросы, в которых подавляющее большинство респондентов заявили о полной поддержке проекта и желании участвовать в нём. Целыми классами лицеисты выбирают участие в программах профессионального обучения, с этого года формирование десятых классов в лицее происходило с большим притоком учащихся других образовательных организаций, узнавших о программе лицея. В настоящий момент проходят профессиональное обучение по специальности: консультант в области цифровых технологий – 26 человек, вожатый – 24, лаборант химического анализа – 27 человек, несмотря на то, что обучение проводится как дополнительная нагрузка после основного образовательного процесса.
Но главное, по словам Людмилы Смушкевич, все нововведения положительным образом сказались на качестве обучения лицеистов: если в 2018 году академический лицей стал лишь четвёртым в общем городском рейтинге по результатам Единого госэкзамена, то в 2019-м он вышел уже на второе, а в 2020-м и 2021-м – на первое место.
Наконец, о равенстве между понятиями «учитель» и «наставник»: да, эти педагогические ипостаси должны срастись для полноценного развития современного школьника и его профессиональной ориентации – так считают даже те, кто в педагогику пришёл совсем из других областей.
– Я юрист, экономист, который по воле случая проводил в академическом лицее «Школу будущего экономиста», влюбилась в педагогику и стала директором Дворца творчества детей и молодёжи, – говорит Глафира Кузина. – Главный навык педагога – не просто иметь знания, но и уметь их передать ученикам и коллегам понятным им языком. Это даже не профессия – это дар, именно поэтому часто молодые люди, пришедшие в тот же МГТУ за дипломом металлурга, остаются после обучения на кафедре и становятся педагогами.
– Педагогика может похвастаться тем, что студенты, желающие стать учителями, в основе своей остаются в педагогике, – подытоживает доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования МГТУ Наталья Бахольская. – Пример: молодой человек, поступивший на техническую специальность МГТУ, с профессией сталкивается на втором-третьем курсе, когда приходит на предприятие – и, бывает, хватается за голову, поскольку до этого имел о ней только теоретическое представление. А будущие педагоги знают, что такое школа, – мы все это знаем. Понимают, куда и зачем приходят, и потому готовы развиваться и отдавать себя профессии. И в данном случае главное для успеха – личность педагога, что он может дать ученикам и как учитель, и как наставник.