Несмотря на молодость, у педагога серьёзный педагогический стаж – уже 12 лет он преподаёт школьникам информатику, совмещая работу учителя с административной нагрузкой в должности заместителя директора по безопасности и воспитательной работе. А также успешно участвует в движении молодых профессионалов WorldSkills.
Семён окончил факультет информатики Магнитогорского государственного университета, получил специальность учителя физики, математики и информатики. Работать в школу пришёл ещё на третьем курсе университета – после педагогической практики директор школы № 20 (тогда руководила учреждением Ольга Егорова) пригласила перспективного педагога остаться преподавать информатику.
Спрашиваем: «Когда поступали, планировали, что пойдёте работать в школу?» Ведь в МаГУ всегда было много парней, но стать учителем после окончания вуза решались единицы.
– В целом да, ещё со времени учёбы в школе, – говорит Семён. – Когда во время открытых уроков или Дня самоуправления проводил занятия для малышей, мои учителя говорили, что всё получится, нужно попробовать. Вообще основной целью было обучение на факультете информатики, хотелось работать с системами, машинами, сетями. А когда поступил именно на педагогическую специальность – решил, что это судьба. Попробовал силы в педагогике и остался. Наверное, хочется внести свою лепту в жизни и судьбы детей, помочь разобраться в чём-то новом, всё-таки информационные технологии – постоянно развивающаяся наука. Если могу поделиться своим опытом – почему нет, если это получается и если это нравится моим ученикам, родителям, коллегам.
После начала работы в школе дали максимальную нагрузку во всех параллелях – малышей обучал азам работы на компьютере, старшеклассников готовил к ЕГЭ. К вопросу дисциплины на уроках Семён подошёл по-мужски рационально.
– Есть понятие субординации, определённой границы между педагогом и учеником. Да, было по-разному, например, с первым выпуском у меня разница два года. Им сейчас по 27-28 лет. Со многими до сих пор общаемся, они уже отучились, кто-то работает в других школах. Обращаются за советами, спрашивают, как выстроить работу с детьми. Главное – соблюдение дистанции учитель–ученик и уважение. Если ты уважаешь ребёнка, он автоматически будет уважать тебя. Звенит звонок – всё, начинаешь вести урок, забываешь о страхе, ты знаешь, что должен делать: дать материал, провести опрос. Размышлять, как они себя поведут в той или иной ситуации, – самого себя запугивать. Педагогическая специальность – творческая и даже театральная. Подстраиваешься под антураж и настроение класса.
По словам педагога, за прошедшие десять лет школьная программа по информатике стала гораздо сложнее.
– Тот уровень, с которого начинал работу, и уровень современного ЕГЭ – это небо и земля. Плюс введение новых ФГОС, определённые требования к структуре урока, подаче материала, – конечно, разница огромная. Периодически детям показываю задания из ЕГЭ по информатике, который сам сдавал в далёком 2008 году. Задания, которые были у нас, – сейчас это уровень 8-9 класса, не выше. В 11-м классе в настоящее время экзамен проводится в форме компьютерного единого государственного экзамена. Это программирование, проверка массивов, линейные алгоритмы, нахождение ошибки в программе. Если раньше была какая-то теоретическая часть, были задания с вариантами ответов – всё это убрали. Поэтому приходится постоянно самому двигаться, повышать знания, что-то изучать. Недавно прошёл очередные курсы повышения квалификации по ИКТ, теперь будем взаимодействовать ещё и в Телеграме, там тоже есть интересные моменты, которые можно программировать, особенно при ведении блогов.
Но бояться слова «программирование» не стоит, уверен педагог. Любой ребёнок в рамках школьной программы может его освоить.
– На базовом уровне с программированием справиться может любой школьник. Это всё на самом деле алгоритмизация, чёткая структура понимания иерархии каких-то последовательных команд, знание математики. Если ты понимаешь, как это должно работать в математике, сможешь написать программу, которая выстроит тебе автоматическое решение. К примеру, с некоторыми детьми писали программу решения квадратных уравнений. Им нравится применять программирование для практических задач.
Кроме преподавания информатики, Семён Ижбаев уже в течение пяти лет готовит команду школы № 20 к соревнованиям юниоров WorldSkills в компетенции «Предпринимательство». Лучшим результатом команды были серебряная и бронзовая медали на уровне региона и участие в отборочных соревнованиях российского этапа от Челябинской области.
– Интересно было посмотреть, как это всё происходит, подучиться самому. Плюс знание информатики – это всё равно какие-то построения графиков, таблиц, расчётов, это торгово-экономические показатели. Это интересно на самом деле, когда начинаешь разбирать, что от чего зависит, к примеру, те же рекламные стратегии, начинаешь анализировать, видишь рекламу по телевизору или баннер – уже знаешь, как это должно быть, что можно сделать по-другому.
Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Обычно педагог отдаёт школе большую часть времени. Ведь мало провести уроки – нужно ещё готовиться к занятиям, проверять тетради, постоянно повышать квалификацию. Впрочем, у Семёна Ижбаева есть ответ на то, как совмещать работу и личную жизнь. Говорит, главное – грамотно распределять время.
– Учебная нагрузка – 11 уроков основной деятельности и 10 часов внеурочной. С ребятами, которые интересуются предметом, готовимся к экзаменам, занимаемся информатикой. Да, носим домой тетради, готовимся к урокам, пишем конспекты, курсы, вебинары, где-то провести, где-то поучаствовать, сходить на олимпиаду, подготовить детей к олимпиаде, проверить эти олимпиады. Это есть, безусловно, но при грамотном тайм-менеджменте можно успеть всё.
Ко всем талантам педагога можно ещё добавить и любовь к музыке. Два года назад он участвовал во всероссийском песенном конкурсе и вошёл в число 500 финалистов.
– У меня есть музыкальное образование по классу гитары. Вместе со знакомой приняли участие, записали, отправили, дошли до третьего тура, – рассказывает Семён Ижбаев. – Я не только учитель и классный руководитель, но и обычный человек, у меня есть друзья, встречаемся, гитара, музыкальные минутки, так что соседям у нас тоже не скучно.
Владение навыками программирования – огромный плюс в построении карьеры. С учётом дефицита кадров в IT, специалист может легко найти должность и более оплачиваемую, и гораздо более спокойную, чем работа учителя. Семён искреннее отвечает, что не раз думал уйти из школы, но как бы банально или наивно это ни звучало – останавливают дети.
– И классное руководство, и ребята, с которыми занимаешься, готовишь с начальной школы, видишь, как они растут, выпускаются, сдают экзамены. Сейчас у меня выпускной 9-й класс – как их брошу перед экзаменами? Выпускаешь одних – думаешь: всё, можно уходить. Но появляется другой класс, третий, они говорят: «Вы же нас не бросите?» И так каждый год. Это, наверное, и держит, плюс поддержка руководства, коллег, добрые слова от родителей, грамоту получил от управления образования – значит, делаю то, что нужно, и нахожусь там, где должен быть.