Слёт – так трёхдневное пребывание в одном из лучших детских центров страны «Уральские зори» называют его участники – является практическими занятиями для молодёжи, которой летом предстоит стать самыми близкими людьми для отдыхающих в комбинатских лагерях детей.
Позади почти три месяца теоретической подготовки в «Школе вожатого», затем – практика в «зорях», где студенты могли «потренироваться» на учениках лесных школ и школьных туров выходного дня. Теперь молодых людей ждёт месяц систематизации полученных навыков, а затем – лето, где в профессиональную обязанность им вменяется стать самым любимым человеком на всю смену для детей отряда. Потому что те, кто хоть раз отдыхал в детском лагере, точно знают: понравится тебе смена или нет, на 90 процентов зависит именно от вожатого.
– С вожатым ребёнок общается больше всего, – говорит эксперт прошедшего инструктивного лагеря, исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху» (г. Москва) Галина Суховейко. – Он исполняет несколько ролей в течение смены. В начале – близкого человека, если хотите, замены мамы и папы, с которыми дети расстались на несколько недель, ведь нужно привязать каждого к себе, познакомить, сдружить коллектив. Далее – организационный период: дать возможность ребёнку проявиться, найти новые черты характера, способности, помочь раскрыться, а может, посмотреть на себя с иной стороны. Ещё – проследить за тем, чтобы атмосфера в коллективе была дружной и тёплой. Начинается творческая жизнь лагеря и отряда – и здесь на первый план выходит роль организатора, наставника, который обязательно должен быть на одной волне с ребятами. Ведущие педагоги говорят: вожатый обязан быть любимым детьми, чтобы именно к нему они обращались за советом, помощью, поддержкой. Наконец, заключительный этап смены: каждый ребёнок добился результатов, проявил себя в чём-то – и вожатый должен закрепить в них уверенность в своих силах, подчеркнув этот успех и поощрив его. И тогда долгие годы воспитанники будут вспоминать своего наставника добрым словом.
В «Уральских зорях» школу вожатого прошли 245 студентов педагогического колледжа, МГТУ, а с этого года к ним присоединились обучающиеся медицинского колледжа, причём это была инициатива именно будущих медиков. Разделившись на команды – каждая выделяется цветом фирменных футболок «Уральских зорь», вожатые выслушали от специалистов из Магнитогорска, Челябинска, Санкт-Петербурга и Москвы уроки по методической работе, в частности, патриотическому воспитанию, технике безопасности, бытовым обязанностям, творческим активностям, спортивным мероприятиям и другим занятиям, которыми полна жизнь в загородном детском центре. Приятные бонусы: молодые люди могут выбрать себе партнёра для работы в отряде и даже возраст детей – будущих подопечных. Екатерина Лежнева, к примеру, отдала предпочтение одному из самых сложных, по словам педагогов, периодов – 10–12 лет. Будущий учитель физкультуры, она уверена в том, что быстро найдёт с детьми общий язык.
– Моему брату 13 лет, конечно, мы ссоримся, порой даже дерёмся, но всё-таки мы друзья, так что у меня есть опыт общения с детьми, входящими в пубертатный период, – улыбается девушка. – Да и интересные они: ещё понимают, что дети должны слушаться взрослых, но уже могут отстаивать своё мнение – с такими я на одной волне. А вообще, конечно, заранее волнуюсь, потому что с такой ответственностью столкнусь впервые.
– А у меня нет братьев и сестёр, инструктивный лагерь стал, можно сказать, первым опытом общения с детьми в качестве наставника, – говорит «однокомандник» Кати Егор Долгих. – Важны рамки корректности, что можно сказать ребёнку при всех, а что – только наедине, настрой… Да и чисто технические моменты: от алгоритма «автобус – заезд в лагерь – получение вещей – заселение в корпус» до развлечений и подготовки к вечернему отбою.
Коллегами магнитогорцев по работе в лагерях ММК станут студенты из Белорецка, Сибая, Троицка, Оренбурга и других городов России.
Это и обмен опытом среди вожатых всей страны, и возможность насытить кадровый дефицит комбинатским центрам, в которых за лето отдыхают более восьми тысяч детей от семи до 18 лет.
– На лето для «Уральских зорь», «Горного ущелья» и «Скифа» нам нужно 400 вожатых – 120 в одну смену, – рассказывает старший менеджер по маркетингу ДООК ПАО «ММК» Ольга Одер. – Многие, получив необходимый для обучения зачёт по летней практике, закрывают наш с ними договор, но некоторые остаются работать на вторую смену. В этом году в нашей школе прошли обучение 245 студентов, остальных будем добирать из других городов, плюс привлечём «старичков» – они отработали в наших лагерях шесть, семь, восемь лет... Ресурсов города не хватает: не все студенты хотят брать на себя круглосуточную ответственность за детей, предпочитая работу, хоть и бесплатную, в городских летних лагерях, открытых при школах и Дворцах культуры, где смена длится до пяти часов вечера, а дальше ты свободен. Потому что для студентов лето – это каникулы, и они тоже хотят отдохнуть. Но практика показывает: если молодой человек остался на вторую, третью смены, он, скорее всего, и в следующем году приедет к нам – сначала вожатым, потом старшим вожатым, а там и воспитателем, и организатором.
– Есть и другая сторона медали, – присоединяется к разговору ведущий специалист по научно-методической работе ДООК ПАО «ММК» Оксана Савельева. – Почти все студенты, став вожатыми, так же, как и дети, проходят адаптационный период. Бывает, уже через три дня и плачут, и просят разорвать с ними договор (смеётся). Поэтому и в «Школе вожатых» есть специальные лекции по профессиональному выгоранию, и в самом лагере наши методисты, психологи работают с ними, возвращая их в рабочее состояние. Так вот те, кто так и не смог адаптироваться, понимает: работа с детьми – не его. И это тоже хорошо: у молодого человека появляется возможность, пока не поздно, поменять свою судьбу, выбрав другую профессиональную дорогу. И в этом смысле вожатская практика становится своего рода первой профессиональной прививкой, которая либо даёт любовь к педагогике, либо, наоборот, отторгает её.
Впервые в этом году со студентами в опеке над детьми будут работать школьники-подростки: по многочисленным просьбам детей, отдохнувших в загородных центрах ПАО «ММК» и увлёкшихся педагогикой, учреждён специальный отряд помощников вожатых, и психолого-педагогическая школа стажёров, открывшаяся в апреле, собрала 150 желающих получить эти навыки. Работает школа на базе академического лицея, выигравшего конкурс на звание инновационной региональной площадки и готовящего детей на профессию вожатого.
– Подростки от 14 до 17 лет, прошедшие обучение в школе стажёров и успешно сдавшие зачёт, поедут в наши лагеря в рамках профильного отряда, – говорит Ольга Одер. – Ночевать они будут в своём корпусе под присмотром воспитателя-куратора, а днём – помогать вожатым в их работе. И все с нетерпением ждут лета и возможности приступить к своим обязанностям. Надеемся, будущая смена вожатых нам обеспечена.