Тема профессионального самоопределения юного россиянина уже в период школьных лет правительством страны обсуждается давно, в преддверии учебного года 2023-24 Минпросвещения РФ опубликовало письмо «О внедрении единой модели профессиональной ориентации» в общеобразовательных учреждениях для решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета страны. Три уровня: базовый – он введён в этом году, основной и продвинутый, к которым школам необходимо перейти с 2025 года. Задачи понятны: выходя из общеобразовательного учебного заведения, юный гражданин, имея знание о многих профессиях, должен осознанно выбрать образование и иметь возможность скорейшего заработка с его помощью.
Пока школы страны только приступают к реализации правительственной программы, Магнитогорский академический лицей при активной поддержке управления образования администрации города не просто давно ведёт такую работу – причём, уже на продвинутом уровне. Уже несколько лет лицей имеет статус региональной инновационной площадки по теме: «Наставничество как ведущий механизм предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения в условиях многопрофильного лицея».
– У нас три профиля углублённого обучения: математика-информатика, социально-экономический и естественно-научный классы, – говорит директор МАОУ «Академический лицей» Людмила Смушкевич. – Мы создали интегрированную программу профессионального обучения и углублённого изучения предметов, закольцевав теорию и практику. В математико-информационном кластере дети изучают профессию консультанта населения в области цифровых технологий – «цифровой куратор». Классы социально-экономического профиля постигают профессию вожатого, естественно-научного – лаборант химического анализа. Более того, мы получили лицензию на право выдачи свидетельства государственного образца, дающего право работать. То есть после десятого класса – программа проходит именно в этом сегменте обучения – и сдачи квалификационных экзаменов цифровой куратор может работать консультантами в банках, МФЦ, помогая, к примеру горожанам разобраться с получением услуг, уберегая их от мошенников – а программа учит «прощупывать» и мошеннические схемы. Социально-экономические классы получают свидетельства государственного образца по профессии «вожатый» и имеют полноценное право работать в школах, загородных лагерях вплоть до «Артека», так и быть аниматорами – в тех же детских комнатах, где родители оставляют детей, пока посещают магазины. Этой программой заинтересовался ДООК ПАО «ММК», и на базе «Уральских зорь» этим летом отработал наш первый отряд стажёров – помощников вожатых. На первый заезд они поехали по нашей инициативе, а потом многие на второй и третий остались по собственному желанию. ДООК ПАО «ММК» предоставил всем желающим путевки по льготной стоимости. С лаборантом химического анализа сложнее: практика на предприятии возможна лишь в 18 лет, но две собственных лаборатории лицея – химическая и биохимическая, получившие в статусе региональной инновационной площадки финансирование на мощное техническое переоснащение, ничем не отличаются от тех, что установлены на том же «Водоканале».
Практическая профориентация начинается в десятом классе: 144 часа – дважды в неделю – в рамках внеурочной и элективной деятельности. Кроме профессионального самоопределения это углубляет знания профильных предметов. А уж как радуются дети реальному применению полученных навыков!
– В центр правовой информации «Библиотека Крашенинникова» мы пригласили бабушек Ленинского района, и наши десятиклассники – «цифровые кураторы» – три недели учили их обращаться с электронными гаджетами, пользоваться Госуслугами, да просто вести переписку в мессенджерах и «сёрфить» по глобальной сети, – рассказывает ответственная за лицейскую программу «Цифровой куратор», директор IT-школы при лицее, учитель информатики Наталья Дедкова. – Бабушки потом аплодировали стоя (смеётся). А как были довольны дети! Они прочувствовали свою значимость, пользу – это важно. А многие так углубились в проект, что участвовали в специализированной конференции МГТУ. И все призовые места «взяли» именно они. Во многих школах есть направление «цифровой куратор», но только академическому лицею удалось получить лицензию на выдачу государственного свидетельства о профессии.
Важно: наставничество, ставшее одним из главных методов реализации программы, само получило мощное развитие на всех своих уровнях, включая самый сложный: работодатель-ученик – эти люди встречаются на практике реже всего. Академический же лицей сумел привлечь потенциальных работодателей и к чтению лекций, и к проектной работе.
– Всё выстроилось логически и естественно, – говорит заместитель директора академического лицея, курирующая профориентационное направление, Елена Костомарова. – Принимая новых детей в пятом классе, в первую очередь выявляли образовательные дефициты: все из разных школ по-разному подготовлены. Бывает, кстати, не всегда «хромают» именно знания: ученик знает предмет и хочет заниматься олимпиадной работой, но, к примеру, недотягивает в коммуникациях… К кому обращаемся в первую очередь? – конечно, к старшеклассникам: во-первых, они уже прошли этот путь и знают, о чём говорить с младшими товарищами, да ещё и на одном с ними языке. Во-вторых, обучающиеся академического лицея – это отдельная каста: они любят заведение, в котором учатся, желают ему успеха, они амбициозны и хотят самореализоваться, в конце концов, они все любят своих преподавателей, которые относятся к ним – это принцип лицея! – исключительно с равной позиции, взращивая их самоуважение и строя коммуникации именно на нём. Поэтому помочь учителю – святое. В олимпиадных группах старшие подтягивают младших, которые потом могут подойти просто на перемене – попросить объяснить… не знаю – задачу по математике, и они объяснят.
Это наставничество уровня ученик-ученик. Более сложный – преподаватель вуза-ученик, но в академическом лицее она тоже решена: во-первых, профориентационная работа в каждом его направлении проходит при участии преподавательского состава МГТУ, к тому же, педагоги лицея являются имеют кураторов из вузов всей страны, ведь академический лицей связан партнёрскими соглашениями с десятками ведущих университетов – Магнитогорска и Челябинска, Екатеринбурга и Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы…
А модель наставничества: студент-ученик и работодатель-ученик ярче всего в направлении «Цифровой куратор» проявилась в проекте IT-школы лицея, открытом девять лет назад. Это сегодня программист – востребованная и высокооплачиваемая профессия. В те же годы занятия «ай-ти» приравнивались чуть ли не к игромании и компьютерной зависимости. Но лицей открыл IT-школу, причём не только для своих учеников, но и для старшеклассников всего города. После первого конкурсного отбора в мир программирования отправились всего 30 человек – сегодня в IT-школе их занимается 120.
– Давним партнёром академического лицея является компания «Компас-плюс», которая приняла активное участие в работе IT-школы: сотрудники и даже начальники отделов компании являются преподавателями ребят, – рассказывает Елена Костомарова. – Работодателю это тоже интересно: программистов мало, поэтому, выбирая эту профессию, магнитогорцы смело едут искать судьбу в большие города, надеясь на большие доходы и перспективы. Мы же, открыв проект, если хотите, «примагнитогориваем» наших детей – с помощью того же «Компас-плюс». Под руководством директора ЧОУ ДПО «ИТФИ», созданного на базе «Компас-плюс», Натальи Ращупкиной и начальника управления компании Сергея Лукашенко, преподаватели проводят занятия, курируют проекты ребят, оценивают самых перспективных, которым, когда те становятся студентами кафедры информатики и вычислительной техники МГТУ, компания платит дополнительную стипендию, а со второго курса привлекает к обучению в ЧОУ, где студенты не только получают углублённые знания, но и становятся стажёрами – с заработной платой и дальнейшим карьерным ростом в «Компас-плюс». Потом, мотивированные своим путём, они возвращаются в IT-школу академического лицея – уже преподавателями, закольцовывая таким образом все ступени наставничества: начинали учениками, а закончили работодателями.
– Наша гордость: пятеро выпускников лицея работают в «Компас-плюс» и являются преподавателями IT-школы, – говорит директор IT-школы Наталья Дедкова. – Это самый грамотный подход: не покупать талантливые кадры на стороне, а вкладывать образовательный и финансовый потенциал в магнитогорцев, которые, получая со школьной скамьи внимание со стороны высоких профессионалов, их поддержку в том числе, финансовую, и не просто шанс, а реальные перспективы успешной карьеры в родном городе, рядом с любимыми людьми и без необходимости тратить лишнее время и деньги на дорогу, жильё – а в целом, саму жизнь, остаются в Магнитогорске. Плюс к этому, развивается модель наставничества «работодатель-учитель», поскольку в совместной работе с «Компас-плюс» повышается квалификация и учителей-предметников, и лицею это тоже очень важно.
Таким образом, наставничество – в самом широком его спектре – становится полноценной технологией профориентации учеников и подготовки высококвалифицированных кадров – и настоящих, и будущих. Решается и дополнительная цель программы – социализация будущего профессионала: ведь каждый вчерашний школьник, приходя на работу, должен обладать, кроме профессиональных знаний, умением войти в коллектив, презентовать себя – и полученные навыки в рамках программы профориентации очень в этом помогают.
– Программе наставничества в рамках школьного обучения всего три года, но академический лицей, на практике используя этот подход с самого начала своей работы, пришёл к тому, что сегодня это – полноценная воспитательная и профориентационная работа, выполняющая сразу несколько функций, включая наполнение Магнитогорска молодыми перспективными кадрами, предпочитающими иллюзорному успеху в столицах конкретные перспективы в родном городе, – говорит Елена Костомарова. – При том, что сознательно эту цель мы перед собой не ставили. Просто грамотно работали.