В этом году российский археологический сезон широко освещали отечественные СМИ.
В Краснодарском крае много лет идут раскопки крупного античного полиса Фанагория - осколка греческой цивилизации на территории нашей страны. В этом году историкам удалось добраться до сгоревшего дворца знаменитого понтийского царя Митридата Евпатора, одного из упрямейших врагов Рима. Найдены восемь древних кошельков, набитых серебряными и медными монетами, которые представляют огромный интерес для мировых специалистов по античной нумизматике. Да и сам факт существования этих развалин, переживших огонь, много значит для исследователей.
Дело в том, что пожар в фанагорийском дворце был в точности описан римским автором Аппианом, и теперь удалось наглядно подтвердить его правоту. На очередную сенсацию мгновенно отреагировали информационные агентства. К месту раскопок съехались десятки корреспондентов, на федеральном канале НТВ прошел сюжет об удаче "кладоискателей от науки". К сожалению, нигде не сочли нужным упомянуть, что в этом году на берегу Черного моря все археологические работы фактически вел один-единственный вуз - Магнитогорский государственный университет.
…Фанагория обречена на внимание российских историков. После распада СССР это единственный античный памятник, оставшийся на территории нашей страны. С одной стороны, жаль, что на нашей земле больше нет следов эллинской цивилизации. С другой - исследован пока лишь малый процент древнегреческого полиса, так что сенсационных находок хватит еще на годы.
Значительная часть города ушла под воду после землетрясения в IV веке н. э. и теперь покоится на дне Таманского залива, откуда водолазы извлекают прекрасно сохранившиеся античные реликвии потрясающей красоты. Работы там еще непочатый край. Но и те городские кварталы и окраины, что остались на суше, до сих пор мало изучены и таят массу сюрпризов. Фанагория была огромна для своего времени, не зря Митридат придал ей статус второй столицы своей державы.
У команды археологов из Магнитогорска, возглавляемой деканом исторического факультета МаГУ Михаилом Абрамзоном, давний "роман" с этой жемчужиной античного Причерноморья. Практически каждое лето наши земляки отправляются в Краснодарский край отвоевывать у легендарной земли ее древние тайны. И ни один сезон не обходится без находок: редчайшие монеты и украшения, развалины храмов и каменные плиты с надписями.
Несколько лет назад одна из таких плит едва не поставила ученых в тупик. На ней было выбито: "Гипсикрат, жена Митридата, сына Диониса, прощай". Известно, что у Митридата была жена, которую звали Гипсикратия. Но почему резчик счел нужным изменить написание ее имени? За ответом пришлось обращаться к Плутарху. Оказалось, в трудах римского историка есть упоминание о том, что царь Понтийский ценил супругу за отвагу и верность. Гипсикратия сопровождала его в походах, ухаживала за мужем, прекрасно держалась в седле, носила мужскую одежду, была настоящим товарищем. В знак уважения Митридат называл ее мужским именем…
Уже в прошлом году стало ясно, что сезон-2009 будет особенным. В планах значилось начать раскопки дворца, а это обещало немало открытий. Но едва преподаватели и студенты разъехались по своим вузам, как грянул экономический кризис, и возможность новых археологических работ оказалась под угрозой. Университеты сократили расходы и не смогли посылать своих сотрудников в дальние командировки. В итоге программа исследования Фанагории могла быть свернута, если бы не твердая позиция МаГУ: изучение этого античного полиса имеет огромное значение для российской исторической науки, и бросать его на полпути нельзя. Поэтому, как и в прошлом году, магнитогорцы в назначенный срок прибыли на Таманский полуостров. В районе современного поселка Сенной их ждали развалины Митридатова дворца.
Почти сразу было обнаружено, что руины хранят следы грандиозного пожара. Шаг за шагом была восстановлена картина былой катастрофы - на пепелище нашлось немало брошенных сокровищ. Значит, люди бежали, пытаясь спастись, роняли драгоценности, и у них не было времени и возможности за ними вернуться. Причем, судя по всему, речь идет о весьма знатных лицах, предположительно царской крови - слишком уж богатые трофеи остались поисковикам. Среди них восемь кошельков, набитых понтийским, пафлагонским, боспорским серебром и прочими монетами - местными и иностранными. Такая находка большая редкость для археологов, привыкших радоваться даже одной-единственной монете, извлеченной из недр. Это позволит получить новые данные об особенностях денежного обращения в ту эпоху, поможет с датировкой. Специалисты по нумизматике уже определили, что время действия - I век до н. э.
Все, что удалось найти исследователям, в точности совпадает с рассказом о пожаре в Фанагории, который можно встретить в труде "Митридатовы войны" Аппиана. Автор пишет, что после очередного поражения от римлян неукротимый царь задумал новый поход. Потеряв флот и большую часть войска, выиграть войну своими силами он уже не мог, но еще оставался шанс поднять на борьбу с Римом народы северного Причерноморья, пройти сухопутным маршрутом по территории нынешней Украины, Румынии и Болгарии, нанести удар в слабое место державы. Готовясь к этому масштабному действу, Митридат был вынужден поднять налоги и подати, чем вызвал волну бунтов.
Возможно, именно восстание в Фанагории не позволило дерзкому царю изменить ход истории. Город имел стратегическое значение, и контроль над ним был настолько важен для Митридата, что, помимо сильного гарнизона, там находилось и шестеро его детей. Судьба их была печальна. Восставшие, за спиной которых стоял Рим, осадили дворец. После бесплодных попыток пробиться внутрь горожане обложили акрополь деревом и подожгли его. Испугавшись сильного огня и дыма, пятеро детей сдались в плен. Они были выданы римскому полководцу Помпею и позднее провезены в качестве военного трофея по улицам Рима.
Но еще оставалась царская дочь Клеопатра, которая характером, видимо, пошла в отца. Унизительной участи плена она предпочла сражение до последнего, и Митридат, восхищенный ее мужеством, отправил в Фанагорию десант на диремах - двухпалубных судах, чтобы спасти девушку. Судя по уже упоминавшейся надгробной плите, в этом отчаянном броске принимала участие и его жена Гипсикратия, которой суждено было здесь погибнуть. Несмотря на потери, дерзкая вылазка увенчалась успехом, и Клеопатру удалось вывезти из горящего города.
Так повествует Аппиан, и его история теперь нашла документальное подтверждение.
- История в чем-то сродни криминалистике. Мы всегда стараемся найти реальные доказательства тех фактов и событий, которые описаны в летописях, - говорит Михаил Абрамзон. - Поэтому результаты нашей летней работы получили широкий резонанс. Сейчас мы готовимся к поездке в Геттингенский университет, где будет прочитан доклад об итогах сезона и о найденном материале. Важно понимать, что те страницы истории, к которым мы прикоснулись этим летом, не являются чем-то обрывочным. Они плотно вписаны в хронику событий античного мира. Митридатовы войны имели огромное значение для Рима: ведь царь понтийский был, пожалуй, последней преградой на пути превращения мощной Римской республики в империю, сверхдержаву того времени. А восстание в Фанагории, в свою очередь, открыло последнюю главу в судьбе Митридата, прожившего потом очень недолго. Потеряв практически все, видя, как один за другим города его страны переходят на сторону Рима, он приказал убить себя. Но это означает, что умер он непобежденным.