Ещё каких-то тридцать лет назад всё лето с утра и до вечера во дворах играли дети. Чтобы собрать компанию и придумать развлечение, достаточно было мелков, мяча или бельевой резинки.
«Классики», «резиночка», «съедобное–несъедобное», «семья», «вожатый-вожатый, подай пионера», «глухой телефон», «козёл», «я знаю пять имён», «три-пятнадцать», «чай-чай–выручай», «перебегалочки», «горячая картошка» – всего и не вспомнишь. Игры появлялись сами по себе, никто специально их не «внедрял» и не разучивал. Гуляли большими компаниями, старшие вовлекали младших, всё время придумывали что-то новое. Банальная причина того, что культура дворовых игр канула в лету, – повальное увлечение Интернетом. Дети, выросшие в обнимку с ноутбуками и телефонами, привыкли, что именно они – источник всего интересного в жизни. Ведь поиграть можно когда угодно и с кем угодно, не покидая дивана. Плюс к этому – так называемые «благополучные» дети сейчас гораздо меньше предоставлены сами себе, большинство дошкольников выходят гулять исключительно с кем-то из взрослых. А время вне садика или школы заполнено секциями и развивающими занятиями.
Взрослые часто сравнивают, как они играли тогда и как отдыхает современное подрастающее поколение. Но в силу того, что мир меняется, проводить параллели неуместно, отмечает психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Белоногова.
– Дети изменились, изменилось их мировоззрение. Плюс цифровая реальность, изобилие гаджетов привели к тому, что подвижных дворовых игр сейчас практически не существует. Отсюда и двигательной активности порой недостаточно.
Специалист объясняет это тем, что современные школьники по-другому воспринимают окружающую действительность. Жизнь стала динамичнее. Так что дворовые игры многим просто неинтересны. Даже если кто-то из взрослых задастся целью рассказать о своих любимых «выше ноги от земли», «казаках-разбойниках», дети всё равно ими не загорятся.
– Если говорить про начальную школу, дети больше играют в коллекционирование, –говорит психолог, – собирают кукол, карточки, фигурки героев, дальше начинается соревновательный момент: у кого какие игры скачаны на планшет, телефон. Подвижные игры больше не пользуются популярностью. Зато развивается спортивная активность. Дети лет до десяти ещё могут поиграть в догонялки. Ребят постарше привлекают памп-треки, благо в Магнитогорске сейчас появилось несколько площадок для таких экстремальных развлечений, ролики, скейты, гироскутеры и электросамокаты. Мальчики очень любят такой рискованный отдых и переводят его на уровень игр, когда собираются вместе для общения и тренировок. Если спросить у них, во что они играют, то первая ассоциация со словом «игра» – это компьютер. А на вопрос, чем занимаешься на улице, они отвечают: самокат, велосипед. Таких подвижных игр, как «казаки-разбойники», уже никто не называет. Дети сейчас совершенно другие. Дворовые игры 80–90-х им просто непонятны. Бывает, взрослые горят какой-то игрой, они могут увлечь ей ребёнка на время. Но в свою детскую среду он её не принесёт, в лучшем случае поиграет с родителями. Зато хорошо «заходят» квесты, часто похожие на компьютерные игры. Там опять же всё очень динамично, и детям это нравится.
Как отмечает специалист, для нынешних детей старые мультики слишком «спокойные», менее насыщенные, менее красочные, сюжеты не «цепляют» воображение.
– И ценности в современном мире изменились, и материальный уровень вырос, – отмечает Ольга Белоногова. – Играли в «резиночки», потому что особого разнообразия игрушек тогда не было, а у многих не было и материальной возможности покупать что-то другое. Сейчас же игры и игрушки есть на любой вкус и кошелёк. Правда, при этом не развивается творчество. Ведь раньше дети сами придумывали игры, делали героев из палочек и камушков. Сейчас же зачастую игрушки стоят на полке, ведь их заменяют гаджеты, плюс взрослые делают акцент на интеллектуальном развитии. Дети выходят из дошкольного возраста, не умея играть. Даже семейный отдых из активного времяпровождения начал превращаться в игру «выложи лучшую фотографию в социальную сеть».
На вопрос, как мотивировать детей проводить лето на свежем воздухе, общаться со сверстниками вживую, а не по сети, Ольга Белоногова отвечает:
– Приучить детей проводить время в оффлайн-формате, безусловно, стоит, но привлекать их старыми дворовыми играми – зачем? И примут ли они их? А вот подчёркивать ценность реального времени, реального общения – это родители делать должны. И летом, считаю, детей нужно загружать какой-то деятельностью. Спортивные, городские лагеря, помогающие развивать коммуникативные навыки, должны обязательно присутствовать. Ведь если ребёнок всё лето будет проводить в виртуальном пространстве, это негативно скажется на эмоциональной сфере и уровне социализации.