Министерство просвещения Российской Федерации посвятило один из выпусков Всероссийского открытого родительского собрания актуальной теме: защите детей от информационных манипуляций.
Как защитить детей от непроверенной информации, отличить фейки от правды, рассказали эксперт в области военной истории Пётр Ишков и руководитель отдела экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Ермолаева. Также на вопросы «Магнитогорского металла» ответила доктор психологических наук Ульяна Зинова.
– Информационно-психологическое воздействие – древняя стратегия, применяемая в военных конфликтах с незапамятных времён, – отмечает эксперт в области военной истории Пётр Ишков. – Её использовали ещё до нашей эры, в период греко-персидких войн. Информационные вбросы использовала немецкая армия во время второй мировой войны. Приёмы манипуляций остались теми же, а вот средства распространения изменились. Сейчас люди специально изготавливают фейки, монтируют их, выкладывают в Сеть, стремясь доказать свою правоту.
Дезинформация распространяется как вирусная инфекция. Чтобы защитить себя, важно соблюдать информационную гигиену. Не допускать просмотра и распространения информации из недостоверных источников, критически воспринимать любой контент.
Чтобы отличить фейк от правды, нужно уметь анализировать материалы, распространяемые в Сети, черпать информацию из различных источников, сопоставлять факты. Так, у настоящей новости всегда указан источник информации. У фейка источник либо не указан, либо он не является достоверным. О реальном событии пишут другие ресурсы – поищите информацию ещё, как минимум, в двух источниках, проверьте, есть ли подтверждение или опровержение новости от официальных лиц или ведомств. Обратите внимание на язык сообщения: фейки вызывают страх, панику, агрессию, чувство неуверенности, в них главное эмоции, а не факты. Если новость содержит призыв к какому-либо действию или призыв распространить сообщение близким, родным, друзьям, в ней много восклицательных знаков – скорее всего, это фейк.
Магнитогорский психолог Ульяна Зинова, в свою очередь, подчёркивает, что дети более подвержены фейкам и информационной пропаганде, потому что они в принципе не знают, что такое сознательные манипуляции.
Градус доверия к информации, размещённой в Интернете, у детей априори выше, чем у взрослых.
К тому же, в подростковом возрасте, когда ребёнок стремится выйти из-под влияния родителей, их авторитет заметно снижается. Так что если мнение манипулятора идёт в разрез с мнением родителей, подросток склонен прислушиваться к альтернативной точке зрения. Поэтому взрослым желательно отслеживать, какие интернет-площадки посещают их дети, какой контент смотрят. Сейчас это становится всё более актуальным, ведь возникает опасность, что ребёнка могут наказать за распространение фейковых новостей.
– Нужно ли вообще давать детям возможность погружаться в политическую информацию? Считаю, что до определенного возраста не нужно, – говорит психолог. В начальной школе, да и среднем звене, дети вообще мало разбираются в данном вопросе. Экономика, политика – эти предметы появляются в школьной программе уже после восьмого класса. Конечно, и до этого времени ребёнок может задавать вопросы, но спрашивает о том, на что готов получить ответ. И за рамки вопроса выходить не стоит.
В то же время Ульяна Зинова уверена, что в семье можно и нужно говорить о происходящем, особенно если мнения подростка и родителей расходятся. Точку зрения ребёнка важно выслушать, не давить, а обсуждать аргументированно. Причём подтверждать фактами свою позицию.
Обычно причинами политических конфликтов дети начинают интересоваться в возрасте 7–12 лет. В этом случае первое, что должен понять родитель: почему ребёнок задает это вопрос? Можно поговорить о конфликтах вообще, о том, что люди ссорятся, и масштабировать ситуацию от частного к общему. От человека, семьи – к стране. Важно не игнорировать запрос ребёнка, отвечая: «не спрашивай», «вырастешь – поймёшь». Обесценивание детских реакций – самое худшее, что может сделать родитель.
Дети уже с детского сада находятся в информационном поле, и отключить их от него невозможно. Родителям важно понимать свою ответственность за создание информационного пространства, влияющего на ребёнка. Воздействует на психику детей и то, как родители реагируют на новости, как часто они их смотрят, как они общаются с друзьями, знакомыми даже по телефону. Эти реакции взрослые зачастую не отслеживают, но контролировать их в присутствии ребёнка очень важно. Бурный эмоциональный отклик на происходящее неблагоприятно скажется на его состоянии. Он не сможет понять, чем вызвано такое поведение со стороны родителей, но отреагирует усилением страха, тревожности, изменениями в поведении.
Помимо информационных манипуляций в Сети, детей подстерегает ещё одна опасность – кибербуллинг, дословно – запугивание, травля. В период кризисов и политических конфликтов таких атак становится больше.
– Рекомендую провести с ребёнком беседу о том, в каких группах он может быть подвергнут кибербуллингу, а в каких общаться безопасно, – советует Анна Ермолаева. – Сейчас складывается такая ситуация, что даже в обычной группе можно столкнуться с нападками.
Важно донести до подростка, что это не персональная агрессия, она не связана с ним непосредственно. Поводом могут стать национальный признак или переживание горя, тревожности, стресса у агрессора. Если ребёнок остро принимает нападки в Интернете, у него также может вырасти уровень тревоги. Помогут переключение, отвлечение, рационализация. Объясните, что лучше проигнорировать выпады, выйти из обсуждения, не вступать в диалог: агрессия иррациональна и порождает агрессию.
Полное ограничение выхода в Сеть целесообразно в случае, если ребёнок столкнулся с кибербуллингом, каждый выход в Интернет вызывает неблагоприятные эмоции, появились страхи, которых раньше не было, тревожные сны, апатия или резкие смены настроения, ухудшение аппетита. В ситуации нестабильности для душевного здоровья важно стараться продолжать привычную жизнь. Если вечером у вас принято было играть в настольные игры, а теперь все смотрят новости – это резкое изменение. Хорошо в этот период завести ритуалы, связанные с профилактикой тревожности: больше разговоров, объятий.
– Дети, как зеркала, считывают информацию, которую мы транслируем, она зачастую тоже связана со страхами и тревожностью. Наша задача – собраться и найти слова поддержки, которые успокоят детей, – советует Ульяна Зинова. – Такие кризисные, переломные моменты – это очень хороший урок и хороший опыт для того, чтобы научиться преодолевать сложные ситуации, сохраняя внутреннюю стабильность и внутреннюю опору для себя и в первую очередь – для своего ребёнка.