Специалисты уверены, что сказки и красочные картинки на экране могут привести к физической, интеллектуальной и эмоциональной задержке развития. Добавляют при этом, что мультфильмы должны оставлять преимущественно приятные воспоминания. Так что родителям лучше выбирать для детей позитивные и лёгкие сюжеты.
- Особенное внимание следует уделить подбору мультфильмов для детей до шести лет, - отметила специалист центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталья Бородулина. - В этом возрасте формируются психика, привычки и восприятие окружающего мира. Лучше не показывать мультики детям до трёхлетнего возраста. В этот период восприятие детей устроено так, что они будут смотреть абсолютно всё, содержание при этом неважно. У них чисто сенсорное восприятие, очень быстро развивается привыкание. И при этом ребёнок ничего не делает. Это может быть опасным, потому что блокируется развитие корковых отделов мозга, не прогрессируют необходимые нейронные цепочки
Безобидные мультфильмы могут нарушить способность к общению, двигательное развитие. А в последующем ребёнку будет необходимо всё чаще смотреть на включенный экран телевизора или планшета. Собственная же активность малыша заблокируется.
- Так можно пропустить игры с предметами и общение при совместной деятельности, - говорит Наталья Геннадьевна. - Между тем эти этапы необходимы для развития ребёнка, особенно в раннем возрасте. Есть и ещё одна, не менее опасная проблема - маленький человек не способен эмоционально и психологически переварить то, что ему показывают на экране. Содержание, не предназначенное для его возраста, губительно для психики малыша.
Педагог-психолог отмечает, что современные дети развиваются намного быстрее, чем предыдущее поколение, а телевизор всё раньше становится частью их жизни. Если родители не находят возможности оградить детей от просмотра мультфильмов, то следует хотя бы превратить это из вредного развлечения в один из способов развития ребёнка.
- Первое необходимое условие - просмотр мультфильма должен быть совместным, - подчеркнула Наталья Бородулина. - Многим детям не хватает участия родителей в их личной жизни, а совместное получение впечатлений делает семью более сплочённой. Вдобавок таким способом можно больше узнать о предпочтениях и эмоциях ребёнка. А он будет гордиться тем, что у него самые современные родители, которые разбираются в героях и событиях любимых сериалов не хуже сверстников.
Выбирать мультфильмы должен взрослый, ориентируясь на возраст. Малыш как минимум должен понимать, что он смотрит. После просмотра необходимо поговорить об увиденном.
- Беседа может преследовать множество развивающих задач, - отметила Наталья Геннадьевна. - Развитие внимания, памяти. Поиграйте с ребёнком в игру "Сыщики". Задавайте вопросы о последовательности сюжета, героях мультфильма, именах героев, их внешнем виде. А потом пусть ребёнок придумывает вопросы для вас. С каждой такой игрой он будет становиться наблюдательнее и внимательнее. Причём развитие внимания и памяти произойдёт в весёлой игре с любимым взрослым, а не во время скучных учебных действий. Чаще задавайте ребёнку вопросы: "Почему?" и "Зачем?" Это способствует развитию мышления. Поговорите о настроении и чувствах во время просмотра. Полезны вопросы: "Какой момент тебе понравился больше всего?", "Когда тебе было страшно?", "Какой эпизод тебе показался самым смешным?" И обязательно расскажите ребёнку о своих эмоциях от просмотра мультфильма. Поиграйте в игру "Зеркало" - по очереди изображайте то выражение лица, которое было у героя, и попробуйте назвать словом то чувство, которое испытывает герой. Этот процесс поможет ребёнку выражать и описывать свои эмоции, что очень важно.
Развитию самосознания и самооценки помогут вопросы, которые направлены на опыт ребёнка, связывают мультфильм с его жизнью. Например, "А с тобой случалось что-то подобное?", "Ты вёл когда-нибудь себя так же?" Это помогает подумать о себе, оценить собственные действия.
- Для развития творчества попробуйте вместе придумать, чем может закончиться мультфильм, не зная этого заранее, - рекомендует Наталья Бородулина. - Или пофантазировать, как бы развернулись события с другим героем или в ином месте. Нарисуйте вместе с ребёнком главного персонажа или самый интересный эпизод. Слепите мультфильм из пластилина, разыграйте сюжет по-своему. Таким образом, вы сможете "приручить экран" телевизора, сделаете его своим помощником в развитии ребёнка, создании с ним добрых доверительных отношений.
И напоследок ещё несколько рекомендаций от профессионала. Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Необходимо быть осторожными с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Если ребёнок увидел что-то подобное, нужно расшифровать происходящее, объясняя намерения создателей. Научите ребёнка не верить всему, что показывает телевизор, и он не будет путать чьё-то представление о действительности с реальностью. Малыш всегда предпочтёт телевизору живое общение, и если взрослый уделяет ему внимание, то потребность в просмотре мультфильмов быстро исчезает.